Общение в группе выздоравливающих: диалог

Метод диалога

Общение в группе, о которой мы ведем речь, организовано особым образом. Это не просто разговор, диспут или беседа. Это – диалог. И если в обиходном языке под этим словом мы разумеем просто общение двоих, то для психологии и психотерапии диалог, диалогическое собеседование – особый метод.

Прежде всего, речь идет о так называемом сократовском диалоге – методе, взятом на вооружении психологами в начале ХХ века. Суть его в том, что «психотерапевт постепенно, шаг за шагом подводит пациента к необходимому и запланированному выводу… Во время беседы психотерапевт задает вопросы пациенту таким образом, чтобы тот давал лишь положительные ответы, на основе чего пациент подводится к принятию суждения, которое в начале беседы не принималось, было непонятным или неизвестным».

Примерно в то же время диалог, трактуя его гораздо шире, изучают литературовед М. Бахтин (1929)  в России и философ М. Бубер (1923) на Западе. Интересно, что из сферы гуманитарных наук он попал в практическую психологию и был описан в 90-е годы ХХ века православными психологами Тамарой Флоренской, Андреем Копьевым.

А.Ф. Копьев подчеркивает, что понятие диалога «не может быть адекватно определено с опорой на какие-то традиционные научные термины и понятия: категория диалога апеллирует не к «рассудочным представлениям и четко определяемым терминам», а к некоторому «интуитивному опыту». С практической точки зрения, это означает, что диалог как метод требует свободы и творческого подхода, поэтому его невозможно механически скопировать. Его суть – дух, а не буква.

Основные понятия диалога

Тем не менее, сформулируем максимально, предельно упрощенно основные понятия диалога – не  претендуя на строго научное изложение этой концепции (в списке литературы можно найти первоисточники – работы, ему посвященные, а брошюре прикладного характера просто не вместить таких глубин) и ограничиваясь лишь теми моментами, которые имеют непосредственное отношение к практической работе.

Совместная работа над решением проблемы

Истина в диалоге рождается, ее не навязывают, не спускают сверху. Только знания, полученные опытным путем, добытые совместным трудом, становятся руководством к действию. В этом – один из секретов целительности диалога. Поэтому мы все время повторяем, что не даем готовых рецептов (а именно их поначалу так жаждут услышать новички), а над поиском решения придется потрудиться всем вместе.

Умение слушать

Здесь подразумевается не только чисто механическая внимательность, привычка не перебивать, о чем уже шла речь выше. Умение слушать в диалоге прежде всего связано с тем, что психологи называют эмпатическим вниманием. С этим принципом диалога неразрывно связано следующее умение.

Умение сочувствовать, сострадать

Тот, кто вынес на общее обсуждение свою проблему – самый главный сегодня в группе человек. Проблема, которую нам предлагается вместе попытаться решить – общая для всех на эти два часа, даже если кажется, что она проста, незначительна, банальна. Сегодня этому человеку больно, и эту боль он принес сюда, а значит каждый сидящий за столом не может оставаться чуждым этой боли.

Вненаходимость

Слово, как и само понятие, – сложное. Наиболее простое объяснение: умение отстраниться от проблемы, не переставая при этом сопереживать. Такая позиция не имеет ничего общего с равнодушием, но сродни бесстрастию в духовном понимании этого слова.

Противоположность вненаходимости – слезливое сочувствие. Мы не можем помочь собеседнику, будучи втянутым в его переживания. Тот, кто эмоционально вовлечен в ситуацию, не способен объективно оценить ее.

Понять, что такое позиция вненаходимости, можно на простом примере. Очередная несчастная супруга алкоголика приходит на занятие с синяком под глазом: поколотил пьяный муж. Не в первый раз. Она в подробностях рассказывает о своей жизни в настоящем аду – кромешном и буднично-безысходном.

Не сострадать ей невозможно. В глазах товарок по несчастью – слезы.

Что делать? Развестись? Уговорить лечиться? Попытаться поставить условия, когда он трезв? Должен же быть какой-то выход, и его необходимо найти. Но вместо обсуждения проблемы и поисков выхода из тупика слышится: «Это же надо, какой негодяй! Бедная ты, несчастная… Как же сил у тебя хватает, уж я б его поучила уму-разуму. А мой-то, мой-то что на днях учудил…».

Получит эта женщина сегодня на группе помощь? Разумеется. Примерно такую же, как если б пришла к соседке пожаловаться на горькую судьбину. Разве что выговорится немного да поплачет.

Только выйдя за пределы ситуации мы могли бы ей помочь, получив способность спокойного рассуждения и рождения вариантов решения в диалоге.

Принятие личности собеседника независимо от его наличного состояния

Людям, приходящим на занятия, легче принять друг друга. Легче соединить, казалось бы, невозможное: принять и не оценивать, сохранять вненаходимость и сопереживать, проявлять искреннюю эмпатию, видеть за неприглядным, как правило, наличным я – я духовное. Легче потому, что практически каждый из членов группы проходит один и тот же путь.

В итоге на занятии, где всегда присутствует несколько поколений общников, образуется как бы система зеркал. «Старички» узнают во вновь прибывших себя, новенькие, глядя на «ветеранов», пытаются представить, что когда-то те были такими же: похмельными, запутавшимися, растерзанными.

Новички настороженно вглядываются в других, сравнивают себя с ними, не в силах поверить. Нередко после занятия они отводят ведущую в сторонку и начинают выпытывать: «Неужели и этот пил?.. И этот???»

Ответ, разумеется, уклончив: «Узнаете со временем. Так вам будет неинтересно».

«Диалогический контакт возникает потому, что мы с любовью относимся к человеку, принимаем его как своего близкого. Но если он несимпатичен, неприятен и говорит о неприемлемом и даже возмутительном, то принять и полюбить его без признания духовного Я невозможно». (Т.А. Флоренская.)

Духовное Я

Это понятие – ключевое для концепции духовно-ориентированного диалогического собеседования, разработанной Т.А. Флоренской. Это «не «нечто» духовное, не абстракция, а его духовное лицо». Проявлениями духовного Я являются совесть, творческая интуиция, бескорыстная любовь, способность с самопожертвованию. Это голос Божий в человеке.

Человек может быть опустившимся, эпатирующим, дурно пахнущим, агрессивным, деградировавшим – но в нем все равно присутствует духовное Я, не может не присутствовать. Тамара Флоренская учит для начала принять этот факт на веру – и действовать исходя их этого, возделывать тот островок духовности, что еще остался в несчастном собрате.

«Даже на уровне знания, на уровне веры принятие духовного Я уже многое меняет, – пишет она. – Состояние человека может быть очень тяжелым, но, относясь к нему на уровне признания его духовного Я, мы постепенно способствуем изменению этого состояния. Изменение происходит уже на стадии выслушивания». Со временем, по мере развития способности к диалогу, «эта вера переходит в уверенность и перерастает, наконец, в опытное знание того, что «духовное Я» существует. Появляется способность его воспринимать, узнавать, различать. И только тогда мы общаемся на духовном уровне». Этому умению, жизненно необходимому для существования в диалогическом поле, участники группы учатся на практике.

Понятие «духовного Я» можно каждый раз расшифровывать для группы несколько по-разному. Скажем, сразу озадачивать невоцерковленных новичков – особенно светскому ведущему – разговором об образе Божием в человеке вряд ли стоит. Если занятия ведет священник, задача упрощается. Ведущему светскому лучше дождаться, когда это «открытие» сделает кто-то из членов группы. Как показывает опыт, участники группы на удивление легко и даже с удовольствием принимают факт наличия духовного Я в каждом человеке.

Свобода

Диалог подразумевает свободный вход и выход из него, отсутствие манипуляции, стремления воздействовать на человека, свободу для группы выбора и развития темы (что одновременно и облегчает, и усложняет работу ведущего). «Из того факта, что мы признаем духовное Я в человеке, следует, что мы не можем воздействовать на собеседника и управлять им, – пишет Тамара Флоренская, – потому что глубина личности является тайной для нас, мы не в состоянии постичь глубину образа Божия в человеке… В диалогических отношениях одной из основных ценностей является свобода. Человек сам принимает решение, беря ответственность за собственную жизнь».

Любовь

По сути дела, все эти принципы диалогического собеседования говорят об одном: об общении в духе любви. Только такое общение и может быть целительным. Именно такому общению учатся – в первую очередь, друг у друга – члены общины трезвости, обмениваясь опытом, делясь порой неприглядными подробностями своей жизни.

Главное умение, которому учатся люди в православной общине трезвости, – не осудить. А значит, любить. Дрожащий, еще не отошедший от абстинентного синдрома оступившийся собрат попадает в атмосферу любви. В неожиданную и новую для себя атмосферу. В ту, которая единственно и способна его исцелить.

Сердечнику потребна пряная чистота хвойного леса, туберкулезнику – горные туманы, алкоголику – дух любви. Он ощущает эту атмосферу в буквальном смысле кожей – до того она непривычна ему.

Сперва обжигает. Не раз, не два новички взрывались: «Любовь, любовь, не надоело вам сюсюкать! Как это, интересно, она может лечить?!» Да вот както так, сами не знаем как, лечит – и все. Химической формулой таблетки ведь никто не интересуется, прежде чем начинать лечение, да и сложновато будет.

Признаки состоявшегося диалога

Как понять, что диалог состоялся? Т.А. Флоренская выделяет следующие признаки:

1. Душевный подъем, радость общения, чувство контакта душ. У психотерапевта вместо усталости наступает второе дыхание.

2. Глубокое взаимное понимание, собеседники понимают друг друга с полуслова.

3. Собеседники совместными усилиями находят сознательное решение психологической проблемы.

Клиент воспринимает подсказанную консультантом (группой) мысль как свою собственную.

Е.Б. Савостьянова. Группа трезвости при храме: руководство для ведущего. М, 2013.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика