Антиалкогольное законодательство в России

Проблема алкоголизма в России

Проблема распространенности потребления алкогольной продукции в России, в том числе алкоголя, производимого нелегально, продолжает привлекать внимание отечественных исследователей. Общее число лиц, обратившихся за наркологической помощью в связи с проблемами, вызванными употреблением алкоголя в 2011 г., составило 2 457 317 человек, что составляет 1720,0 на 100 тысяч населения.

Считается, что «теневой рынок» алкоголя включает в себя значительную часть спиртного, потребляемого в небольших городах и сельской местности. В данной статье предпринята попытка дать краткий ретроспективный анализ антиалкогольного законодательства и антиалкогольной политики в России.

Правовое регулирование оборота спирта и алкогольной продукции оказывает непосредственное влияние на уровень, структуру и динамику потребления как производимого легально, так и некоммерческого алкоголя в стране. Жесткий или, напротив, либеральный подход в правовой политике в рассматриваемой сфере приводит к изменению указанных параметров в ту или другую сторону.

В императорской России производство и продажа спиртных напитков издавна находились под жестким контролем государства. В стране периодически вводились винные монополии, позволявшие казне получать солидные доходы. Но не меньшие доходы получали частные лица, которым государство предоставляло право торговли спиртными напитками по так называемым винным откупам (некое подобие современных лицензий на предпринимательскую деятельность).

Ситуация с оборотом алкоголя заметно изменилась только в конце XIX – начале XX вв., когда в стране на различных уровнях стали обсуждать и проводить в жизнь антиалкогольные меры. При этом потребление спиртных напитков в России прежде не носило массовый характер. К примеру, известный русский юрист А.Ф. Кони отмечал в одном из выступлений, посвященных проблеме пьянства, что среднее душевое потребление водки крепостью в 40° в России составляло 0,61 ведра в год на человека, и в ряду 14 государств, с наиболее распространенным употреблением водки, Россия стояла на 9-м месте, причем 1-е место занимала Дания – 1,72 ведра на человека.

Поступления от монопольной продажи спиртного приносили стабильный доход государственной казне, однако значительные денежные поступления, по мнению многих видных деятелей того времени, не покрывали вред здоровью населения, правопорядку и экономике страны [3].

Проблема алкоголизма перед Первой мировой войной

Особенно остро проблема встала перед Первой мировой войной. В бюджет 1914 г. был заложен доход от винной монополии в 1 млрд рублей. Однако их поступление в казну сопровождалось серьезными негативными социальными последствиями – с 1911 по 1913 г. потребление водки выросло на 17%. В прессе и Государственной Думе бюджет открыто называли «пьяным», а власть обвиняли в целенаправленном спаивании народа.

Несмотря на развившееся пристрастие к злоупотреблению алкоголем у части населения страны и активное противодействие производителей спиртного, к началу Первой мировой войны общественное мнение в стране в целом было подготовлено не только к введению ограничений, но и к полному запрету торговли спиртными напитками [1].

При обсуждении указанных мер в Государственной Думе возникали опасения, что без подобных ограничений военная мобилизация в случае объявления войны будет сорвана.

«Сухой закон» в России

В мае 1914 г. правительством Российской Империи было принято решение, что в случае объявления мобилизации в стране немедленно будут введены существенные ограничения на торговлю спиртным. Затем 18 июля 1914 г. правительством с одобрения императора Николая II были введены ограничения на продажу крепких спиртных напитков (за 2 недели до объявления Германией войны России, а соответственно, и до начала всеобщей мобилизации).

Однако в ходе мобилизации оказалось, что принятых мер явно недостаточно, и 22 августа 1914 г. мероприятия по введению в стране «сухого закона» ужесточили, полностью запретив продажу крепких спиртных напитков и продлив запрет до завершения военных действий. Вряд ли кто-то в этот период мог предположить, что «сухому закону» предстоит действовать почти целое десятилетие [5].

Утверждения разного рода апологетов свободной торговли спиртным о том, что в стране начнутся алкогольные бунты, не оправдались. Отдельные возмущения любителей выпить действительно имели место, но в массовые акции они не переросли.

К положительным результатам введенных ограничений можно отнести тот факт, что в 1915 г. потребление в России водки на душу населения снизилось до 0,2 ведра. Несмотря на значительный призыв в армию наиболее трудоспособного населения страны, производительность труда в промышленности увеличилась на 10-13%, а число прогулов на производстве уменьшилось на 27-30%. Отмечалось значительное снижение производственного травматизма и количества преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии [3].

После февральских событий 1917 г. Временное правительство формально оставило в силе все ограничения, действующие в рамках «сухого закона».

С первых лет существования правительство Советской России столкнулось с необходимостью борьбы с пьянством и алкоголизмом и продолжало вводить ограничения, аналогичные тем, которые проводились с 1914 г. Принятое 19 декабря 1919 г. постановление Совета народных комиссаров «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких алкогольных напитков» предусматривало меры наказания за самогоноварение, покупку и продажу самогона. Однако, несмотря на принятые во исполнение указанного постановления меры, самогон по-прежнему оставался самым распространенным алкогольным напитком в стране, разрушенной Первой мировой и гражданской войнами [1,4].

Таким образом, «сухой закон» продолжал действовать в стране до 26 августа 1923 г., когда ограничения на производство и продажу спиртных напитков были окончательно сняты.

Антиалкогольное законодательство в советский период

В 1927 г. советское правительство ввело систему мер по борьбе с алкоголизмом, которая предусматривала запрещение продажи спиртных напитков малолетним и лицам, находящимся в состоянии опьянения. В борьбе с пьянством в этот период активизируется деятельность общественных организаций – в этом же году на местном уровне были организованыспециальные комиссии по вопросам алкоголизма.

В период Великой Отечественной войны было организовано распространение в действующих частях Красной армии пайка чистого спирта для бойцов, что по замыслу должно было несколько облегчить физические и психологические тяготы военной службы. Однако в результате данной меры среди некоторой части военнослужащих получило распространение пьянство.

В послевоенный период проблема алкоголизма встала особенно остро, что усугублялось тяжелым экономическим положением и разрухой в стране. Работу по борьбе с алкоголизмом было поручено вести органам внутренних дел и соответствующим подразделениям здравоохранения. В этот период организуются медицинские вытрезвители, наркологические кабинеты и диспансеры. В административном законодательстве установлена ответственность за пьянство и появление в нетрезвом виде в общественных местах и учреждениях, а также уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство [1,2].

В 1972 г. была ужесточена уголовная ответственность за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков. Введена система принудительного лечения и трудового перевоспитания алкоголиков в лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях. Реализовывались практические мероприятия, направленные на повышение эффективности дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с пьянством и алкоголизмом.

Последняя попытка внедрить в стране систему жестких административных запретов на потребление алкоголя была предпринята в 1985 г. Строго говоря, эти меры нельзя назвать «сухим законом». Однако в процессе реализации принятых на высшем государственном уровне решений об ограничении оборота алкогольной продукции в стране были демонтированы многие ликероводочные и пивоваренные заводы, уничтожены уникальные виноградники, введены ограничения на время и количество продажи спиртного.

Однако полного запрета на торговлю спиртными напитками в указанный период не вводилось. Данные мероприятия резко понизили популярность у населения страны политики «перестройки», сократили доходы госбюджета, но не дали заметного долгосрочного оздоровительного эффекта. Сокращение потребления алкоголя промышленного изготовления с лихвой восполнялось потреблением самогона и суррогатов алкоголя (технического спирта, одеколона, спиртосодержащих лекарственных средств, средств бытовой химии и т.п.).

Вторая половина 1980-х гг. ознаменовалась принятием целого ряда нормативных документов в сфере ужесточения оборота алкоголя. Установлена административная ответственность за совершение нескольких правонарушений, причем некоторые из них до того времени не рассматривались в качестве таковых.

В частности, наказуемым стало не только изготовление, но и приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки. Ст. 160 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) предусматривала наложение штрафа в размере от 30 до 100 рублей за приобретение самогона, чачи, араки, тутовой водки, браги и других крепких спиртных напитков домашней выработки (в редакции Указа Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985).

Ст. 160.1. КоАП РСФСР установлена ответственность за продажу (не изготовление) гражданами вина домашней выработки, не относящегося к крепким спиртным напиткам в размере до 50 рублей штрафа с конфискацией вина домашней выработки (введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986).

Применительно к крепким спиртным напиткам домашней выработки ст. 160.2. КоАП РСФСР предусматривалось наказание штрафом от 100 до 300 рублей за их изготовление или хранение без цели сбыта, а также изготовление или хранение без цели сбыта аппаратов для выработки таких напитков (самогонных аппаратов). Указанная норма введена Указом Президиума ВС РСФСР от 05.07.1987.

Существовала административная правовая норма об ответственности за распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) и пребывание на работе в нетрезвом состоянии (ст. 161 КоАП РСФСР). Подобное правонарушение могло повлечь за собой наложение штрафа в размере от 30 до 50 рублей. Если в распитии спиртных напитков с подчиненными работниками принимали участие мастера, начальники участков, смен, цехов и другие руководители на производстве им грозил штраф в размере от 50 до 100 рублей. Такое же наказание грозило указанной категории должностных лиц за непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или появления на работе в нетрезвом состоянии подчиненных работников (ответственность введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.10.1985).

Недопустимым с позиции закона считалось и распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 162 КоАП РСФСР). Подобными общественными местами могли быть улицы, стадионы, скверы, парки, все виды общественного транспорта, а также другие публичные места, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив была разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.

За совершение указанных действий виновный мог получить предупреждение или быть оштрафован на 20-30 рублей. Если же подобное действие фиксировалось повторно или дважды в течение года после применения мер административного взыскания, виновный мог быть оштрафован, соответственно, на 30-50 или 50-100 рублей либо к нему применялись исправительные работы на срок от 1 до 2-х месяцев с удержанием 20% заработка, а в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, — административный арест на срок до 15 суток.

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а также распитие ими спиртных напитков было основанием для наложения штрафа на их родителей от 30 до 50 рублей.

Заботой о нравственности и здоровье подрастающего поколения было продиктовано введение ответственности Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.1985 (ст. 163 КоАП РСФСР) за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями несовершеннолетнего или иными лицами. За подобные действия устанавливалось наказание в виде штрафа в размере от 50 до 100 рублей.

В конце 1980-х гг. ряд необоснованных ограничений на продажу алкогольных напитков пришлось отменить. Однако при этом произошла чрезмерная либерализация законодательства об обороте спирта и алкогольной продукции, и негативные последствия такой либерализации не заставили себя ждать.

Антиалкогольное законодательство в современной России

Уже в начале 1990-х гг. на отечественном рынке алкоголя появилось большое количество низкопробных, в том числе фальсифицированных (нестандартных и низкокачественных) крепких алкогольных напитков. Российский рынок захлестнул поток отечественных и иностранных псевдоводок, бутилированного для розничной продажи спирта (пищевого и технического), широко распространилось самогоноварение. В результате проблема алкоголизма стала еще более острой. На учете в лечебно-профилактических учреждениях состояло более 2,5 млн человек, но реальное число больных алкоголизмом было заметно выше – порядка 10-20 млн (примерно 7-14% всего населения страны). От алкогольного отравления в 1990-е гг. ежегодно погибало примерно 30 тыс. человек (большинство из умерших – жертвы суррогатов алкоголя).

В этот период учреждены на федеральном и региональном уровнях органы Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Совете Министров – правительстве Российской Федерации. Эти органы, в частности, Законом РФ от 01.07.1993 № 5304-1 наделяются правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 146.3, 146.4, 156 КоАП РСФСР. И, хотя указанные в перечисленных статьях правонарушения не специфичны для оборота алкогольных напитков, считаем целесообразно кратко остановиться на их рассмотрении, так как в указанный период они сыграли определенную роль в рассматриваемой нами сфере.

Итак, ст. 146.3 КоАП РСФСР (введена Законом РФ от 01.07.1993 № 5304-1) предусматривала ответственность за незаконную торговлю товарами и иными предметами, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (например, алкогольных напитков домашней выработки). Такие действия влекли наложение штрафа от 3-х до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или предметов продажи либо без конфискации.

Следующая правовая норма (ст. 146.4 КоАП РСФСР) касалась продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Если реализуемые товары не соответствовали требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятия торговли независимо от форм собственности, осуществляющие реализацию товаров населению, или граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, налагался штраф от 3-х до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Торговля продовольственными товарами (в том числе спиртными напитками) в нарушение санитарных правил либо без сертификата или знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, могло повлечь для правонарушителя предупреждение или наложение штрафа от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без нее (введена Законом РФ от 01.07.1993 № 5304-1 и Федеральным законом от 19.06.1995 № 89-ФЗ).

В тех случаях, когда выявлялась деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли из незаконного оборота алкогольной продукции, применялась ст. 156 КоАП РСФСР об ответственности за нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью. Подобная деятельность каралась штрафом в размере от 50 до 100 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без конфискации (введена Указом Президиума ВС РСФСР от 28.05.1986).

Неблагополучная ситуация с распространением алкоголя, произведенного кустарным способом, вызвала необходимость принятия соответствующего законодательства, которое действует в России и в настоящее время.

Основой современного российского законодательства, регулирующего оборот алкоголя в стране, стал Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Системный анализ норм указанного закона позволяет выделить нормы, запрещающие:

1) использование для производства алкогольной продукции этилового спирта из непищевого сырья;

2) производство и реализацию алкогольной продукции без соответствующей лицензии, специальной и акцизной маркировки;

3) розничную реализацию питьевого и вообще этилового спирта;

4) реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет;

5) реализацию алкогольной продукции (за исключением пива) физическими лицами;

6) реализацию любой алкогольной продукции в детских, учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

7) реализацию алкогольной продукции крепостью свыше 16,5% об. спирта отовой продукции в местах массового скопления граждан, местах повышенной опасности и других подобных местах, перечисленных в законе;

8) реализацию алкогольной продукции вне мест, определенных для этого органами местного самоуправления;

9) продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Обеспечивает некоторые из перечисленных запретов Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), принятый в 2001 г.

Важной нормой закона, содержащей некоторые из перечисленных запретов, стала ст. 6.14 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за производство, оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Размер наказания, установленный за такие правонарушения: административный штрафдля должностных лиц от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; для юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных подобных предметов.

Административно наказуемо в соответствии со ст. 6.10 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.18 КоАП РФ). В случаях с пивом и пивными напитками предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей, а если несовершеннолетний вовлечен в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, в размере от 500 до 1000 рублей. Однако в случае совершения тех же действий родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, предусмотрено повышенное наказание в виде штрафа от 1500 до 2000 рублей.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 253-ФЭ под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в ч. 1 ст. 6.10, ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП РФ следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% об. готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с таким же содержанием этилового спирта.

Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлена ст. 14.16 КоАП РФ. Законом, в частности, предусмотрено, что розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов наказывается административным штрафом для должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, аналогичное наказание установлено за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленным санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Размер наказания, установленный за такие правонарушения: административный штрафдля должностных лиц от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; для юридических лиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных подобных предметов.

Административно наказуемо в соответствии со ст. 6.10 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.18 КоАП РФ). В случаях с пивом и пивными напитками предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей, а если несовершеннолетний вовлечен в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, в размере от 500 до 1000 рублей. Однако в случае совершения тех же действий родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, предусмотрено повышенное наказание в виде штрафа от 1500 до 2000 рублей.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 253-ФЗ под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в ч. 1 ст. 6.10, ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.22 КоАП РФ следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5% об. готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с таким же содержанием этилового спирта.

Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлена ст. 14.16 КоАП РФ. Законом, в частности, предусмотрено, что розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов наказывается административным штрафом для должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

Кроме того, аналогичное наказание установлено за поставку иди розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а также поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Правонарушением считается также нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за которое установлено наказание административным штрафом для должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без конфискации, а для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без нее.

Как отдельное правонарушение определено несоблюдение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Наказанием является штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без конфискации, а для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей с конфискацией или без нее.

Еще четыре правонарушения предусмотрены ст. 14.17 КоАП РФ. За первое из них – промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты, установлен административный штраф для юридических лиц в размере от 30 000 до 100 000 рублей с конфискацией этилового спирта, произведенного в объемах, превышающих квоты.

Поставка этилового спирта из сырья всех видов организации, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, наказывается административным штрафом для должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей, а для юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей.

Закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, а на юридических лиц – от 30 000 до 80 000 рублей с конфискацией этилового спирта, закупленного организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты.

Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также с нарушением условий, предусмотренных лицензией, наказывается административным штрафом на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей с, конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следует упомянуть также о ст. 14.18. КоАП РФ, которая воспрещает использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. В случае совершения указанного правонарушения предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией произведенной продукции, а на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей с конфискацией произведенной продукции.

В ст. 14.19 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей, а на юридических лиц – от 70 000 до 80 000 рублей.

Российское законодательство предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ). В соответствии с Федеральными законами от 05.12.2005 N 156-ФЗ и от 22.06.2007 N 116-ФЗ, употребление напитков с содержанием этилового спирта менее 12% об. готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Распитие же алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12% об. и более на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных выше), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив наказывается штрафом от 500 до 700 рублей (в редакции Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.12.2009 N 33б-ФЗ).

Однако законодательство предусматривает ответственность не только за распитие, но и за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ). В частности, появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, может повлечь для правонарушителя наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей или административный арест на срок до 15 суток (в редакции от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

Уже само только появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а также распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах на основании ст. 20.22 КоАП РФ отнесено к административным правонарушениям. Такие противоправные действия наказуемы административным штрафом в размере от 300 до 500 рублей. Штраф налагается на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. Нормы об ответственности за указанное правонарушение установлены Федеральными законами от 05.12.2005 N 156-ФЗ, 22.06.2007 N 116-ФЗ.

Наконец, в ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрено наказание за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных. Таким наказанием является штраф на должностных лиц в размере от 3000 до 4000 рублей, а на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Кроме того, в КоАП РФ имеется специальная процессуальная норма (ст. 27.10), в ч. 12 которой определяется, что изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Последние и весьма существенные изменения в описанное административное законодательство были внесены Федеральным законом от 06.12.2011 N 413-Ф3.

Отдельного упоминания заслуживает установление в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) ответственности за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (статья 238). Сфера применения данной правовой нормы охватывает спиртосодержащую продукцию. В качестве уголовных наказаний применяются штраф в размере до 300 ООО рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет, либо принудительные работы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на тот же срок.

При совершении тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, предусмотрен повышенный размер наказания в виде штрафа от 100 000 до 500 000 рублей или в заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 3-х лет, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет или без штрафа.

Если же преступные деяния повлекли по неосторожности смерть двух или более человек, они наказываются принудительными работами на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 10 лет.

Следует также упомянуть о том, что в развитие федерального законодательства, несколько субъектов Российской Федерации приняли законодательные акты, действующие на местном уровне. Данные законы уменьшают временной период продажи алкогольной продукции, а также устанавливают перечень мест, в которых реализация спиртных напитков запрещены.

Как известно, проблема алкоголизации населения страны и в настоящее крайне актуальна. Острая полемика относительно совершенствования государственной политики и антиалкогольного законодательства ведется сегодня среди политиков и ученых, общественности и религиозных деятелей. Поэтому внимательное изучение прошлых ошибок и успехов может помочь принять в дальнейшем важные правильные решения.

Литература

1. Левинтов А.Е. Война и водка в России. Сборник материалов Третьей Международной научно-практической конференции «Алкоголь в России». 2012. Иваново. С. 12-19.

2. Пашин В.П., Богданов С.В. Алкоголь и его социальные последствия в послевоенный период Советского общества. // Сборник материалов Третьей Международной научно-практической конференции «Алкоголь в России». 2012. Иваново. С. 145-149.

3. Пашков Е.В. Казенная винная монополия в России конца XIX – начала XX вв. // Сб. материалов Второй Международной научно-практической конференции «Алкоголь в России». 2011. Иваново. С. 72-79.

4. Раков В.В. Оборот алкогольной продукции в годы гражданской войны: нормативно-правовая база и практика применения (на материалах небольшевистских негосударственных образований Юга России) // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции «Алкоголь в России». 2011. Иваново. С. 85-90.

5. Чагадаева О.А. «Сухой закон» в Российской Империи в годы Первой мировой войны // Сборник материалов Второй Международной научно-практической конференции «Алкоголь в России». 2011. Иваново. С. 80-85.

Публикуется по: Корчагина Г.А. и др. Об истории развития антиалкогольного законодательства в России //Вопросы наркологии. – № 2. – 2013. – С. 106-119.

2 комментария на “Антиалкогольное законодательство в России”

  • Лилия:

    Срочно нужен «Сухой Закон». Никаких «нельзя после 23.00 или нельзя подросткам». Только конкретно НЕТ АЛКОГОЛЮ И ТАБАКУ В РОССИИ.Если мы хотим сохранить себя как нация. Ну если нет, то продолжайте, типа «Пить по выходным, по чуть — чуть и всякую ерунду нести». И нас скоро не будет. А будут другие, чужие строить себе новую цивилизацию, на наших костях. Выбор всеми за нами. Только «Сухой Закон».

  • Лилия:

    Только трезвая Россия — сильная Россия!

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика