Основные направления наркологической превентологии

Наркологическая превентология

Среди авторов, занимающихся проблемами предупреждения заболеваний, нет единого взгляда на сущность и цели превентивной деятельности. Для описания профилактической деятельности используется несколько терминов: психопрофилактика социальной патологии, превенция и иногда – раннее вмешательство.

Термин психопрофилактика социальной патологии равнозначен термину психогигиена, который пришел в Россию из Европы и использовался в самом начале развития профилактики. После него появился термин психопрофилактика и, наконец, в 1960-е годы – превенция. Понятие «раннее вмешательство» обозначает несколько иной вид деятельности, более узкой, связанной с каким-либо кризисом, и активные виды профессиональной помощи.

Наркология – раздел психиатрии, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с зависимостью и злоупотреблением психоактивными веществами.

Наркологическая превентология – это научное направление, занимающееся междисциплинарной и всесторонней профилактикой различных форм зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). Наркологическая превентология является собирательным понятием разнообразной деятельности, в которой используются различные методы и средства.

Название «наркологическая превентология», на наш взгляд, наиболее удачно, так как это раздел частной превентологии, опирающейся на методологическую базу общей превентологии. В нашей культуральной среде термин «превенция» изначально ассоциируется с деятельностью, направленной на предупреждение патологических социальных явлений – наркомании, токсикомании, алкоголизма, преступности, насилия и т.д.

Наши читатели рекомендуют!

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Основные направления наркологической превентологии

С точки зрения концепции комплементарности наук о формировании человеческой личности можно выделить основные направления наркологической превентологии:

Психогигиеническое – коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с трудными подростками, имеющими отклонения в поведении.

Педагогическое – последовательное антиалкогольное и антинаркотическое воспитание в школе с 1-го по 11-й класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения. Обучение специалистов различных отраслей превентивной наркологии.

СЕНСАЦИЯ! Врачи ошарашены! АЛКОГОЛИЗМ уходит НАВСЕГДА! Нужно всего лишь каждый день после еды... Читайте далее-->

Санитарно-гигиеническое – повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное – комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющими ПАВ. Санирование биологической почвы. Выявление маркеров социального неблагополучия и оценка критериев успешности превентивных программ. Оздоровление микросоциальной среды. Работа по индивидуальным программам и планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранное – развитие и совершенствование наркологической службы. Система мер по уменьшению распространенности алкоголизма и наркотизма. Широкая работа всей общемедицинской сети по профилактике социальной патологии.

Административно-правовое – регулирование сдерживания наркомании и алкоголизма. Система ограничений и запретов, направленных на уменьшение распространенности пьянства, алкоголизма, наркотизма и их последствий.

Экономическое – система государственных мероприятий по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи алкоголя, что позволит развернуть более действенные превентивные меры.

G.Caplan (1964) выделил три уровня превенции:

Первичная превенция включает все виды деятельности, направленные на снижение вероятности заболеваемости путем противодействия условиям до того, как они вызовут заболевание.

Вторичная превенция используется, когда открыты ранние признаки заболевания. Цель действий на данном этапе – противодействие развитию заболевания и уменьшение его длительности; наиболее характерной формой является ранняя интервенция. Чаще всего проводится психотерапевтическими методами.

Третичная превенция включает предупреждение негативных эффектов заболевания и госпитализацию, а также предупреждение рецидива заболевания, минимизацию вторичных повреждений. Этот вид превенции чаще всего проводится методами реабилитации и социальной помощи.

Несмотря на столь широкое определение профилактической деятельности, классификация G.Caplan стимулировала развитие превенции в целом, хотя при этом оказались стертыми границы между лечением, реабилитацией и превенцией.

На одной из заключительных дискуссий IX Европейской конференции по психологии здоровья и превенции (1997) было установлено, что основным показателем превенции является уменьшение показателей заболеваемости путем уменьшения стресса и поддержания условий, вызывающих развитие собственных умений и копинг-стратегий. В связи с этим первичная превенция должна концентрироваться на группах и индивидах риска, у которых не проявляются симптомы нарушений, но существует высокий риск появления этих нарушений.

E.L.Cowen (1983) также рассматривал цель и методы первичной превенции на модели психических нарушений. Первичная превенция, считает он, – это более широкое понятие, обозначающее группу процедур, направленных на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение дисфункций. В этом широком понимании превенции речь идет о предупреждении соматических заболеваний, несчастных случаев и социальной патологии.

В узком смысле первичная превенция психических заболеваний – это деятельность, которая направлена на усиление психологических способностей и навыков, а также предупреждение психических дисфункций. В данном случае первичная превенция принимает во внимание только психологические (социально-психологические) переменные. E.LCowen убежден в существовании тесной взаимосвязи между широким и узким пониманием превенции, что видно на примере психосоматических болезней.

По мнению E.L.Cowen, каждый вид превентивной деятельности должен быть осознанным, интенциональным, опираться на знания о том, как предупредить нарушения и как поддержать здоровье. Источники превенции – это социально-психологические знания о причинах нарушений и дисфункций, о механизмах проявления риска, а также сведения о том, какие функции поддерживают здоровье и развитие индивида и функционирование групп.

Эти знания обусловливают сознательное и интенциональное использование превенции. Во всех превентивных подходах используются две главные стратегии:

1) усиление компетентности людей путем обучения и повышения устойчивости личности;

2) организация или реорганизация окружения таким образом, чтобы оно способствовало укреплению здоровья и не содержало источника стресса.

Эти стратегии могут быть реализованы самыми различными способами. Один из наиболее известных – пропаганда здорового образа жизни, помогающая людям получить знание о здоровье и факторах, способствующих укреплению здоровья. Проблема в том, что мало известно о механизмах функционирования этих образовательных программ и условиях их эффективности.

В последнее время распространяется стратегия профессиональных и непрофессиональных групп самоподцержки. Воздействия, связанные с группами самоподцержки, входят в экологическую превенцию, т.е. основаны на изменении климата семьи, социально-психологического климата на работе, климата в месте проживания и т.д.

Профилактика приобщения к психоактивным веществам

Профилактику приобщения к психоактивным веществам необходимо строить на следующих важных подходах:

1. Организационно-методическом, включающем:

• предупреждение приобщения к психоактивным веществам (ПАВ) в период детства и раннего подросткового возраста;

• формирование негативного отношения к употреблению психоактивных веществ;

• изменение традиций и обычаев алкоголизации населения – самой модели алкоголизации (с крепких спиртных напитков на низкоградусные и пиво), разработка программ, регламентирующих прием алкоголя;

• развитие политики, направленной на укрепление и оздоровление семьи как главной ценности государства;

• распространение принципов здорового образа жизни, способствующего реализации человеческого потенциала;

• развитие содержательного досуга для различных возрастных групп населения;

• повышение успеваемости детей за счет улучшения качества педагогического процесса;

• принцип избирательности при проведении превентивной работы с молодежью – информированность оказывает огромное значение при недопущении употребления алкоголя и курения, но мало влияет на наркотизацию;

• помнить о том, что алкоголизация детей и подростков является фоном или предшественником наркотизации и курения;

• превентивные программы должны быть направлены и на те группы населения, в которых высока вероятность стресса или психологического кризиса.

2. Структурном, при котором реализация всех принципов наркологической превентологии должна осуществляться на основе объединения усилий от государственного (политического) уровня до местного с учетом дифференциации целей и задач каждого уровня в зависимости от характера и объема деятельности структуры.

3. Оценочном, предполагающем проведение мониторинга среди различных групп населения, целью которого является получение регулярной информации о распространенности и факторах алкоголизации, курения, наркотизации на основе анонимного анкетирования стандартной для всех регионов анкетой.

Координатором может выступить межведомственный Комитет по превентологии (включающий комиссию по наркологической превентологии). Особенность данного предложения состоит в необходимости пересмотреть саму цель превенции. До настоящего времени существующая концепция наркологии, изложенная в различных подпрограммах направления «Наркомании, токсикомании, алкоголизм» ставит только вопросы «разработки диагностики наркомании, токсикомании и алкоголизма» и «совершенствования методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией».

Проблема видится в том, что новая модель наркологической превентологии заставит изменить концепцию здравоохранения с детерминированным преобладанием медицинского видения ситуации на воспитательную (профилактическую), основанную на раскрытии позитивного потенциала человека. В данном случае потребуется взаимодействие со специалистами не только медицинского профиля, но и психологами (особенности человеческой личности, ее развитие, взаимоотношения с другими людьми), социальными работниками (возможность реализации социальных способностей человека), педагогами (разработка наиболее рациональных, эффективных методов воспитания и обучения, особенности воспитания в семье), экономистами (финансирование системы, поддержание ее рентабельности), юристами (правовые аспекты и разработка нормативной базы превенции, взаимодействие с административными структурами).

Абстрагируясь от концепции психиатрической службы в современных условиях, можно утверждать, что наркологическая превентология – это соответствующая струкypa целостной системы здравоохранения и социальной защиты с проникающими в сообщество аккомодационными учреждениями и программами, включая непосредственные контакты с социальными службами, системой образования и власти. Наркологическая превентология – это система, эффективность которой будет оцениваться по уровню психического здоровья, влияющего на показатели качества жизни.

Вылечить алкоголизм невозможно???

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Не отчаивайтесь, найдено эффективное средство он алкоголизма. Клинически доказанный эффект, наши читатели испробовали на себе ... Читать далее>>

Оставить комментарий