История табакокурения

Табакокурение: от индейцев до современных медиков

Для того чтобы составить картину симптома и понять, как бросить пить (или курить), на нашем сайте мы обращаемся к его истокам, стадиям развития и формам проявления. Подобный подход, в рамках которого поиск причин ведется в прошлом, является отправной точкой классической науки и замечательно осваивается ею, являясь основным местом приложения всех ее сил. Мы хотели бы извлечь выгоду из достижений науки и предпринять вылазку в период «детства и юности» курения.

Начало всему положили предки индейцев задолго до открытия европейцами Нового Света. Для них табак был «даром богов» (на самом деле – бесов) и в связи с этим наиболее подходил для того, чтобы вступать с ними (бесами) в контакт.

Жизнь индейцев была наполнена ритуалами настолько, что мы едва ли способны себе это представить; собственно говоря, вся их жизнь представляла собой один большой ритуал, так что не удивительно, что дым и курение приобрели и еще одно значение. «Боги», находясь на небе, с помощью дыма облаков подавали индейцам знаки, сообщали о периодах плохой и хорошей погоды, о смене времен года.

В подражание «богам» индейцы начали использовать облака дыма для обмена знаками друг с другом – точно так же, как они подражали грому «Отца-Неба» своей игрой на барабанах. Целям примирения служил «священный дым», возникающий во время курения трубки мира. То был символический, богато украшенный предмет их богослужения; назывался он «калюмет»  и почитался как священный.

На тот момент, когда испанские моряки Колумба увидели первых индейцев, «пивших» tobago, ритуал курения уже получил значительное распространение среди индейского населения. Заметив, что посредством «дымного контакта» с «богами» индейцы обретали большую силу, в ходе своих длительных передвижений по материку воины тоже начали курить, что позволяло им чувствовать себя сильными, более выносливыми и независимыми от чувства голода. Также tobago курили как лекарственное средство, и вера в его целебные свойства способствовала выходу табака за пределы традиционной ритуальной сферы применения.

Это может показаться странным и в то же время типичным для жизни наивных туземцев. Но не следует забывать, что сегодняшняя яростная борьба медицины против табака является прежде всего борьбой против побочных эффектов одного из столь высоко ценимых ею прежде медикаментов. Взглянув на историю табака в той степени, в которой она касается нас, мы увидим, что она являет собой не что иное, как цепочку непониманий, заблуждений, преувеличений и волнений, которая гораздо больше рассказывает нам о нашей собственной истории, в том числе о нашей медицине и медиках, нежели о табаке.

После того как табак был привезен завоевателями в Европу (причем поначалу его разводили в садах Испании и Португалии как декоративное растение), он сделал типичную «карьеру» лекарства, которое сначала игнорировалось и отрицалось основной массой врачей и восхвалялось лишь некоторыми воодушевленными аутсайдерами. Со временем он завоевал место в сердцах врачей и стал излюбленным универсальным средством лечения всякого недомогания.

Его курили и нюхали, его листья использовали для обертывания. Затем и университетские кафедры принялись восхвалять его до небес, табак стал продаваться в каждой аптеке. Возвышенно именуя табак herba sancta (целительная трава) и herba panacea (трава-панацея), врачи охотно прописывали пациентам лекарственные средства на его основе.

Трудившийся в имевшем в то время большой авторитет Севильском университете влиятельный ученый Монардес  называл табак в своем панегирике «долгожданным лекарством-панацеей». А в 1685 году лейб-медик Фридриха Вильгельма заявил буквально следующее: «Ничто так не необходимо жизни и здоровью, как табачный дым, так прекрасно сохраняющий нашу жизнь и здоровье, делающий так много для нас».

В сегодняшних медицинских источниках и комментариях не осталось и следа от этого восхваления, разве что по-прежнему признается, что табак «так много делает для нас», только теперь под этим подразумеваются различные малоприятные явления, начиная от холодных стоп и бронхита и заканчивая инфарктом миокарда и раком легких. Как и лекарства, медицина развивается волнообразными циклами, и в настоящее время табак как раз переживает глубокое падение, после того как 40 лет назад, после второй мировой войны, он оказался на пике популярности. То, как сами врачи относятся к своим высказываниям, может стать понятным на основании статистических данных: свыше 30 процентов врачей курят.

Собственно история современного курения неразрывно связана с табаком и, соответственно, с Америкой. Точно известно, что кацики, медицинские вожди индейских пранародов, разжигали «священный огонь» и распаляли его при помощи ароматических трав, в том числе табака. Вначале, пусть и непреднамеренно, но эти действия приводили к тому, что люди, вдыхая дым, погружались в состояние транса и эйфории.

Заслуга в этом приписывалась «богам», а на самом деле бесам. Так бесослужение с применением курения и огня становилось основой получения индивидуального удовольствия; вероятно, вследствие этого у священнослужителей развивалось пристрастие к проводимым ими же ритуалам.

Вдыхание табачного дыма изначально представляло собой непредумышленный побочный эффект, поскольку более существенное значение придавалось выдыханию дыма, как, например, в случае священников, майя, ритуально выдувавших его во всех четырех направлениях неба. Что касается курения трубки мира, то со временем и в этом случае дым начали выдувать в четырех пространственных направлениях, дабы возвестить всему миру о примирении.

Однако еще до трубки в Центральной Америке получили распространение первые крученые сигары, сформированные из пальмовых листьев и наполненные табаком, которые, должно быть, во многом напоминают косяки белых жителей индейских земель, пришедшие в моду спустя две тысячи лет. Кстати говоря, косяк также является принадлежностью ритуала единения: его передают из рук в руки по кругу, распространяя внутри круга расслабляющее чувство мира и спокойствия.

От майя курение табака переняли ацтеки, которые стали использовать для курения тростник, напоминающий по форме трубку. Древнейшие из трубок были найдены в долине реки Миссисипи, в местах проживания предков индейцев; среди находок выделялись богато украшенные, резные экземпляры, свидетельствующие о подлинной культуре курения.

Очевидно, дымовым фигурам, выкуриваемым с помощью трубки, придавалось большое значение. Они являлись так называемым символическим языком «богов» (бесов), находившим выражение в священном дыме.

Первые свидетельства о том, как курение стало источником удовольствия, мирского, мы обнаруживаем в Мексике, где при дворе Монтесумы трубка выкуривалась не только в рамках традиционного ритуала, но и после приема пищи. С приходом испанцев курение табака широко распространилось на территории Центральной и Северной Америки, тогда как на территории Южной Америки о нем еще не знали.

Уже первые попытки курения, предпринятые испанскими моряками, привели к возникновению привычки и зависимости, а далее – к небывалому его распространению среди мореплавателей, вынужденных регулярно пополнять свои запасы табака. Первый испанец, ступивший на кубинскую землю, Родриго де Херес, вернулся на родину курильщиком.

Когда соотечественники увидели, что иногда у него изо рта и ушей валит дым, они заподозрили неладное. Херес был заточен безжалостной инквизицией в тюрьму. Когда по прошествии нескольких лет его выпустили, он оказался в повально курящем мире.

Будучи ведущей морской державой, Португалия торила дорожку для табака в Европу до тех пор, пока ее лидирующие позиции не заняла Англия. В то время как практически до конца XVI века в Португалии табак выращивали преимущественно как декоративное растение, в Англии он стал одновременно вкусовым продуктом.

Томас Харриот, адъютант сэра Уолтера Рэли, счел курение табака причиной крепкого здоровья индейцев и принялся рекомендовать табак в качестве лекарственного средства. Типичный пример непонимания: в действительности в гораздо большей степени обусловливала здоровье индейцев их ритуальная жизнь. Но, придерживаясь типичной для нас тенденции не замечать содержания за формой, Харриот сконцентрировал свое внимание на внешней оболочке и тем самым попал пальцем в небо.

Кстати говоря, тем же кораблем Уолтера Рэли в Европу картофель. На то, чтобы ассимилироваться в Европе, у него ушло на 100 лет больше, чем у табака, интерес к которому захватил всю Англию уже в XVII веке.

Причина проста: картофель утолял лишь голод физический, тогда как табак, и в этом и заключается секрет его успеха, утолял очевидно больший «голод» человека – страсть до удовольствия и упоения, а также обладал таинственной способностью привязывать к себе навсегда.

Союзницы табака: чума и война

Триумфальному шествию табака поспособствовала также и чума. Обширные эпидемии чумы охватили Европу и поставили врачей в абсолютно безнадежное положение. Именно тогда табак, незадолго до того приобретший статус нового чудесного средства, пришелся к месту как никогда. Вот что писал голландский врач Димербрук во время одной из эпидемий чумы в 1636 году: «Подобно тому, как народ наблюдает за великими, чтобы следовать их примеру, во времена чумы он смотрит на врачей, чтобы научиться у них тому, как в период опасности оградить себя от инфекции. В течение дня я курю после каждого приема пищи. Как только испарения больных становятся для меня невыносимыми, я тут же все бросаю и начинаю курить табак. Табак – наиболее эффективное средство против чумы; обязательно, чтобы лист был хорошего качества. Я уже много выкурил…» Несомненно, подобные рассказы и практики, равно как и страх, подстегиваемый эпидемией, подготовили почву для триумфального вхождения табака в жизнь Европы XVII столетия.

Второй могущественной союзницей табака испокон веков была война. Так, в результате Тридцатилетней войны 1618-1648 годов обычай курения трубки широко распространился по всей территории Европы и в особенности главного театра военных действий – Германии. В итоге, хотя друг друга участники и считали врагами, в своем отношении к курению они были истинными союзниками.

Аналогичный «побочный эффект» имели и наполеоновские войны, распространившие моду на сигары по всей Европе, после того как курение практически отдало пальму первенства нюханию табака. Наконец, Крымская война ознаменовала решительную победу сигарет, а первая мировая превратила курение сигарет в самую глобальную на тот момент эпидемию.

Но победное шествие табака не остановилось и на этом: вторая мировая война еще более подхлестнула интерес к курению. Случись когда-нибудь еще и третья мировая, мир, пожалуй, просто растворится в дыму… Очевидно, история являет нашему взору определенную взаимосвязь между курением, страхом и агрессией.

Еще в годы Тридцатилетней войны в немецких княжествах накладывались запреты на курение; вполне вероятно, что и нынешняя глобальная волна запретов есть третья могущественная союзница курения. Но ничто не могло сдержать силы пристрастия людей к курению, и под данные воспринимали навязываемые властью и церковью запреты на курение как мишень для своих освободительных «выстрелов».

В 1642 году Папа Римский издал буллу, в которой угрожал отлучить от католической церкви всех, кто курит в священном месте. Под «всеми» понимались священники, курившие во время службы. В Латинской Америке священникам, которые и дальше продолжали справлять мессы, куря, угрожали «вечным проклятием».

И хотя на протяжении XVII столетия католическая церковь называла курение одним из смертных грехов, люди, в особенности представители духовенства, курили повсюду. В свое оправдание они утверждали, что курение усмиряет плотские желания, что нашло свое подтверждение спустя 300 лет, когда наукой было установлено, что табак имеет свойство отрицательно влиять на мужскую потенцию.

К концу XVII столетия в подавляющем большинстве стран мира действовали строгие запреты на курение, которые последовательно игнорировались теми, на кого они распространялись. Ни одному запрету еще не удалось покончить с тем, что является предметом мании, разве что несколько ее ограничить.

При этом наказания варьировались от суровых до «не совместимых с жизнью». Так, в период своего правления за пять лет султан Мурад IV казнил 25 тысяч курильщиков, и все же за годы его власти Турция превратилась в страну практически повсеместного потребления табака. В других странах также действовали серьезные штрафы: от казни табачных торговцев «на месте преступления» (Турция) до отрезания носа или губ, порки, ссылки и конфискации имущества в царской России, Китае и Японии. Во Франции также выносились смертные приговоры и ссылки на галеры.

Табакокурение: от запретительной политики к политике налоговой

Несмотря ни на что народ продолжал связывать безвыходность ситуации, сложившейся вокруг уже имеющей место всеобщей мании, со становящимся все более неуемным желанием свободы. Курение стало феноменом международного значения.

Некоторые правители смогли своевременно угадать настроения народа; так, например, русский царь Петр Великий превратил курительную трубку в символ борьбы против власти духовенства, а также символ обновления страны. Власть имущим удалось на ходу впрыгнуть в поезд и превратить новую повальную манию в средство достижения своих целей, временами весьма дерзких.

Больше всех вновь отличился Ватикан, который после своих ожесточенных карательных кампаний в 1725 году официально снял запрет на курение и нюхание табака; правда, на этот запрет и так никто не обращал внимания.

Лет 100 спустя все тот же Ватикан вновь сменил точку зрения; за это время в дело выращивания и производства табака оказалось вовлечено немалое количество людей. В 1851 году Ватикан угрожал сочинителям амтитабачных пасквилей наказанием в виде исправительных работ.

Вслед за Ватиканом потянулись и другие представители власти; один из них, французский кардинал Ришелье, среагировал еще быстрее. Он разработал двойную стратегию, согласно которой предполагалось пополнять казну за счет таможенных и налоговых сборов на табак, с одной стороны, и ограничивать потребление табака за счет повышения цен, с другой.

Однако когда народный гнев обрушился на власти в связи с недовольством введенной ими табачной монополией, могущество кардинала резко пошатнулось. К слову сказать, наряду с суровыми наказаниями за нарушение запрета на курение в те времена выносились и смертные приговоры за противодействие табачной торговле и табачной монополии.

Амбивалентная двойная стратегия Ришелье легла в основу всей последующей государственной табачной политики. К концу XVII столетия практически все правители начали пополнять казну за счет налоговых и таможенных поступлений от табачной торговли, и запретительная политика уступила место политике налоговой.

Игон Корти пишет в своей «Истории курения»: «К началу XVIII            столетия мир полностью капитулировал перед лицом чудо-травы по имени табак». Вот только в Германии с официальной капитуляцией немного задержались, хотя курили здесь буквально повсюду. Лишь в 1848 году официальный запрет на курение пал вследствие небольшой бюргерской революции.

Соперников, равных по силе табаку, не нашлось. И вот для курильщиков наступил золотой век, в течение которого их не преследовали и не наказывали, а вежливо просили пройти к кассе. Лишь сегодня этому беззаботному табачному раю, кажется, приходит конец благодаря тому, что медицинская критика становится все более громкой и разумной.

Собственно говоря, дым стал столь опасен после того, как по окончании второй мировой войны получили распространение американские сигареты в белой фильтровой бумаге. До появления «Кэмел» («Camel»), первых белых сигарет, курили в основном черные восточные сигареты, дым которых практически не вдыхался. В 1964 году в отчете Терри впервые в истории были приведены научно обоснованные медицинские сведения, дающие экскурс в фантастические миры, сотканные из синего тумана.

Безусловно, на своем жизненном пути табак не раз становился участником политических игр; в частности, с особым рвением он исполнял свою роль в освободительной борьбе подданных против властителей. К примеру, молодые Соединенные Штаты Америки оплачивали затраты, связанные с Войной за независимость, которую они вели против английских колонизаторов, при помощи мешков с табаком. В знак благодарности за эту оплаченную табаком свободу капители колонн вашингтонского Капитолия и по сей день украшают каменные изображения табачных листьев.

С проблематикой свободы, являющейся частью истории курения, мы сталкиваемся, когда речь идет о роли курения в жизни отдельных людей, например, в пубертатный период или в случае, когда женщина пытается с помощью курения обозначить свою независимость. Эта же проблематика лежит в основе рекламных стратегий.

Табакокурение и ритмы распространения табака

Если еще раз оглянуться назад, то можно заметить некую специфическую последовательность, некий повторяющийся ритм распространения табака. К началу XVII столетия обычай курения трубки прочно укоренился среди знати и духовенства; к концу того же столетия под его влияние попало и все остальное население.

Далее, в начале XVIII столетия представители знати и духовенства, в первую очередь во Франции, переключились на нюхание табака, что вновь отдалило их от простого курящего народа. К концу XVIII столетия нюхание табака прочно заняло лидирующие позиции, оттеснив курение.

На тот момент существовало около 200 сортов нюхательного табака, что, разумеется, дало начало первым рекламным кампаниям, в ходе которых активно использовались различные эротические символы и очертания женских фигур. Когда настал период гонений на знать, вместе со своими хозяевами стали гибнуть и их богато украшенные табакерки. Так и нюхание табака, и власть аристократии потеряли свою значимость и были вынуждены влачить «теневое» существование.

С приходом нового столетия появились сигары, ставшие символом революционно настроенной буржуазии, среди представителей которой к концу XIX столетия страсть к курению сигар стала всеобщей. Правда, за этот период времени из-под знамени сигары ушли все, кого можно было считать революционерами, и сигара стала символом статуса, знаком нового богатства, силы буржуазного мира. При этом к символике сигары также примешивается дополнительный смысл зажиточности, порядочности, благодаря чему сигара еще более подходит духу хозяйских кабинетов или гостевых курительных комнат конца XIX            столетия.

Недавнее олицетворение революционной мощи, символ сопротивления против угнетения для всей Пруссии, сигара стала принадлежностью образа жизни типичного важного, хорошо кушающего капиталиста. Однако вскоре столь весомое положение сигара также потеряла.

В XX веке «на сцене» появляется сигарета и проходит похожие этапы пути к сердцам людей. Фактически первооткрывателями сигарет были рабочие табачной индустрии, собиравшие остатки табака и скручивавшие для себя дешевые сигареты из бумаги.

Одна из таких работниц по имени Кармен приобрела мировую известность благодаря одноименной опере Жоржа Бизе.

Получается, что, прежде чем сделать карьеру в более привилегированных слоях общества, сигарета завоевала популярность среди бедных людей («сигарета» – это уменьшительная форма от «сигара» во французском языке). Трубку, кстати говоря, тоже изначально открыли для себя моряки, и только потом она перекочевала в знатные круги. Да и сигара, в общем-то, стала буржуазным символом власть имущих и карьеристов уже после того, как ее по достоинству оценили простые солдаты.

Неудивительно, что и интерес к сигарете развивался схожим образом. Элегантному миру художников и авангардистов она подарила возможность абстрагироваться от курящего сигары зажиточного буржуазного сообщества.

Бытовали увлечения «восточными женщинами с опийным ароматом», «пикантными российскими малышками», а позднее и «американскими блондинками». Как говорил Оскар Уайльд: «Сигарета – совершенный образец совершенного удовольствия: стоит дорого и оставляет ощущение неудовлетворенности».

Во многом своей карьерой сигарета была обязана войне. Так, например, в результате Крымской войны интерес к ней сформировался на всей территории России и Турции.

Народную популярность сигарета завоевывала лавинообразно. К примеру, в 1870 году в Германии было произведено 60 миллионов сигарет, в 1890 году – уже свыше 600 миллионов, а в 1912 году – 11,5 миллиардов.

В период позиционной войны в ходе первой мировой сигарета стала первым в истории массовым психотропным средством. С этого момента ничто уже не могло сдержать ее глобального распространения, в результате чего сигарета стала главным наркотиком XX столетия.

Попытки Гитлера бороться с ней («Немецкая женщина не курит!») были так же обречены на провал, как и все предыдущие. На сегодняшний день 95 процентов табачного рынка принадлежит сигаретам.

Итак, если мы рассмотрим эти циклы развития, то, несмотря на небывалый расцвет табачной индустрии, государственные гарантии и бесчисленные привилегии, перспективы сигареты все же кажутся скорее мрачными. Находясь сегодня, в конце очередного столетия, на пике величия, она, тем не менее, начинает изживать себя.

Аналогичная судьба постигла ее предтеч: простые люди открывают для себя новую форму потребления табака, затем следует ее стремительный взлет в верха общества, повсеместное распространение и спад интереса. В рядах приверженцев остаются лишь избранные снобы, которые и рады были бы занять передовые позиции, но обладают слишком малым запасом жизненной энергии для того, чтобы заморочить голову кому-нибудь помимо себя.

Но вернемся к сигарете, коль скоро сейчас она находится в центре нашего внимания. Как уже упоминалось, наряду с войной ее распространению способствовали и другие причины. Промышленники пришли к выводу, что простой человек – это и работник, и потребитель, приспособление массового производства, весьма прибыльного.

Благодаря этому им удалось сделать свои позиции более прочными и убедительными. Из 200 тысяч марок сигарет в капиталистической селекции выжило лишь 200, принадлежащих группке концернов.

При этом выбор потребителя существенно ограничился, тогда как возможность оказания политического и общественного воздействия необычайно возросла. Также среди причин распространения сигарет есть и психологические, и социальные причины, о которых речь пойдет позже.

Пока отметим лишь, что, являясь крупнейшей наркотической эпидемией всех времен, курение табака заложило основу потребления прочих видов наркотических веществ. Так, одновременно с курением табака популярность стало приобретать курение опия и гашиша. Что любопытно, до 1910 года в Германии были официально разрешены сигареты с содержанием конопли (конопля – активный компонент марихуаны и гашиша).

Если монотонную средневековую жизнь приходилось оживлять пряностями и ароматами Востока, то тяга к дальним странствиям, свойственная новому времени, таила в себе сильное желание самостоятельно добывать наркотические и стимулирующие средства. XX век с его массовым производством этих «деликатесов» изрядно опошлил их значимость, сделал их тривиальными и привычными. Настало время общения с совершенно иным миром, и на помощь приходят психоделические путешествия во внутренние миры.

Музыка, которая в широком смысле является источником удовольствия, все более теряет свой сакрально-ритуальный характер, становясь объектом массового потребления и наркотиком для миллионов. Она как ничто другое отражает тему времени, что становится очевидным из привязанности рок-музыки к области половых органов (например, Elvis the Pelvis – Элвис (Пресли) по прозвищу «Таз») и ознаменованной ею эпохой сексуального освобождения.

Ритуал курения трубки, эта примета времени XVII века, вероятно, может именоваться ритуалом и сегодня, хотя в нем почти не осталось сознательного и совсем не осталось сакрального. Все сводится к индивидуальному получению удовольствия.

Собственно говоря, эгоизм в жизни европейских завоевателей занимает несравненно более важное место, нежели в жизни американских коренных жителей. И хотя все пытаются выдвинуть Бога на передний план, в действительности Он не играет сластолюбцев никакой роли.

В основе всего лежит стремление к получению личного удовольствия, для которого еще есть пространство и время в достаточном количестве. У курящих трубку есть не только необходимый набор предметов, но и, скорее всего, отдельное место для курения.

Получению удовольствия предшествует подготовительный этап, заключающийся в чистке и набивании трубки. Само же удовольствие не лишено известной сознательности, которая, правда, существенно снижается по мере выкуривания трубки.

Ритуал нюхания табака, примета XVIII века, не имеет ничего общего с курением, но при этом остается ритуалом, пусть и в слегка нездоровой форме. Его неспешность, его богато украшенные табакерки являются отражением манерности своего времени, цепляющегося за пустую оболочку отжившего свой век придворного этикета.

Революция, должно быть, явилась для представителей этой эпохи подлинным освобождением из плена мертвых привычек. И действительно, исчезновение аристократии, ее этикета и ритуала нюхания табака произошло беззвучно и тихо.

Подобно тому, как длина сигары показательна с точки зрения течения времени в XIX веке, длина сигареты определяет такт нашего XX века. Длина сигареты стала лозунгом времени, а пятиминутка – тактом столетия.

И если в XIX веке прием врача длился столько, сколько требуется на то, чтобы выкурить сигару, сегодняшний врач страховой больничной кассы является заложником пятиминутной медицины. Сигарета всегда рядом, всегда в твоем распоряжении; чтобы получить удовольствие, больше не надо никакой подготовки или какой-то там сознательности.

Так она стала символом несознательного времени, живущего в убыстренном темпе. «Спешка вместо сознательности» – вот его девиз: даже наслаждению отводится проходная роль.

В противоположность ценителю сигар из XIX века современный курильщик сигарет все меньше внимания уделяет получению удовольствия от курения. В этой связи возникает справедливый вопрос: а уместно ли называть то, в чем так немного сознательности, удовольствием?

Курильщик в большинстве случаев ничего не знает о сигаретах и не испытывает никаких особых ощущений от курения. Все сводится к получению фармакологического эффекта от потребления наркотического средства. Это также является символом нашего времени: миллионы людей сосредоточили свои поиски в сфере материального, и это превратилось в манию. Наслаждение в такт новому времени. Обратный отсчет пошел: 7684… 7683… 7682… сколько тактов, равных выкуриванию сигареты, осталось до пришествия справедливо заработанного инфаркта?..

Подумайте, может быть стоит остановиться, бросить курить, да и пить тоже?

Публикуется по: Р.Дальке, М. Дальке. Психология курения.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика