Пиво и водка: реальная история подростка

История Константина

Константин В., 1990 года рождения. Наследственность отягощена алкогольной зависимостью отца. Один из старших братьев состоит на учете в наркодиспансере по поводу алкоголизма.

Родился поздним ребенком, на момент рождения матери исполнилось 41 год, отцу – 48 лет. Беременность у матери протекала с угрозой прерывания во второй половине. Родился в срок, кесаревым сечением.

В раннем возрасте рос слабым и болезненным, часто страдал простудными заболеваниями. С трудом засыпал и беспокойно спал. Отличался чувствительностью и плаксивостью.

Старшие братья (разница в возрасте 15 и 10 лет) подшучивали над ним, что было связано не только с его ранимостью, но и с энурезом. По данным медицинской документации, в результате обследования диагностирован неврозоподобный энурез, назначено лечение, рекомендованы занятия с психологом. Однако полноценного лечения проведено не было, так как в 1993 г., когда К. было 3 года, его мать умерла от опухоли позвоночника. 

После смерти матери проживал с отцом, бабушкой, старшими братьями. Отец к тому времени выпивал, поэтому основная роль в воспитании принадлежала бабушке. Детский сад не посещал из-за энуреза, бабушка опасалась насмешек со стороны других детей. Проявления энуреза сохранялись до 9 лет.

Наши читатели рекомендуют!

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

В общении с членами семьи в дошкольном возрасте был повышенно чувствительным, сенситивным, капризным. Если его обижали, то «заходился в плаче», мог бросить игрушками в братьев, когда они начинали его дразнить. С детьми во дворе общался мало, сторонился их, да и они неохотно принимали его в игры.

Начальные навыки письма, чтения, счета усваивал под контролем бабушки. Занимался неохотно, быстро уставал, капризничал, начинал плакать. В 2006 г. отец К. перенес инсульт, после чего стал инвалидом 2-й группы, был лишен дееспособности. Опеку над К. стал осуществлять один из старших братьев.

В школу пошел в 7 лет. В коллективе адаптировался медленно, стеснялся одноклассников. На уроках быстро уставал, легко отвлекался, был неусидчив, получал замечания от учительницы. По этому поводу плакал. Проявлял раздражительность с одноклассниками на переменах, провоцировал конфликты в семье, отказываясь от помощи в хозяйственных делах. В начальных классах учился на тройки и четверки.

СЕНСАЦИЯ! Врачи ошарашены! АЛКОГОЛИЗМ уходит НАВСЕГДА! Нужно всего лишь каждый день после еды... Читайте далее-->

В июле 2000 г. в возрасте 10 лет К. впервые по предложению старшего брата по случаю дня рождения выпил около 100 мл шампанского. После приема алкоголя появилось приятное легкое головокружение, расслабленность, повысилось настроение. В последующем в течение полутора лет употреблял шампанское (не более 150 мл) только на семейных торжествах. Опьянение сопровождалось приятным для К. весельем, разговорчивостью, подвижностью.

С 5-го класса потерял интерес к учебе, стал плохо готовить домашние задания, пропускал уроки без уважительной причины, свободное время проводил в компании сверстников. Из-за этого снизилась успеваемость. Неоднократно возникали угрозы дублирования классом, связанные с трудностями усвоения школьной программы, нарушения ми дисциплины.

Для К. были характерны кратковременные эмоциональные вспышки с раздражительностью, протестными реакциями, вербальной агрессией. В подростковом возрасте устойчивых увлечений не имел, большую часть времени проводил на улице, гулял со сверстниками.

Дома смотрел телевизор, слушал музыку, изредка неохотно принимал участие в уборке квартиры. Теплых отношений с членами семьи не поддерживал, стремления помогать отцу, у которого были нарушения двигательных функций после инсульта, не проявлял.

В возрасте 11,5 года (2002 г.) дома попробовал пиво, по предложению одного из братьев «просто так, за компанию» выпил около 200 мл пива. Испытал такое же приятное состояние, как и при приеме шампанского.

Бабушкой был неоднократно замечен в компании со старшим братом за употреблением пива. Она потребовала прекращения «совместных выпивок». Чтобы не пить дома «и не иметь проблем», стал с братом выпивать на улице в компании старших ребят. Воспоминания об этом были приятными, чувствовал себя взрослым, это влекло к повторному употреблению пива.

На первых порах выпивал не более 200-300 мл пива, быстро трезвел и возвращался домой, чтобы бабушка не заметила. Спустя 7-8 месяцев прием пива стал 2-3 раза в неделю («перестал бояться»), выпивал по 500 мл пива, иногда возвращался с запахом алкоголя домой, не реагировал на замечания бабушки, «стало все равно, что она там говорит».

По выходным дням пил больше обычного (до 1,5 л пива). Тогда возникали тошнота, позывы на рвоту, от друзей брата это скрывал, чтобы не называли «слабаком». По утрам порой болела голова, отмечались сухость во рту, слабость, которые проходили после обильного приема жидкости к середине дня или к вечеру.

Из-за плохого самочувствия в школу по понедельникам не ходил. Пропускал занятия и в обычные дни. Даже если и ходил в школу, то на занятиях думал о пиве», «мечтал о вечере».

Учиться стал еще хуже, на уроках быстро уставал, отвлекался, «неважно было, что там у доски говорили». В 14 лет (2004 г.) «легко за вечер» выпивал до 2,5 л пива средней крепости. Тошноты, позывов на рвоту при этом уже не возникало. В этом возрасте на семейном празднике попробовал водку (около 50 мл), опьянение понравилось быстрым и более интенсивным наступлением хорошего настроения – «интересно было, как в голову ударило».

В последующем в течение 1,5 года (до середины 2005 г.) предпочитаемым оставалось пиво. Отмечен рост опьяняющей дозы до 1 л пива средней крепости. Доза употребляемого в течение вечера пива возросла до 3-3,5 л.

Пиво + водка

Иногда по предложению взрослых ребят сочетал прием пива с водкой (100-150 мл). Опьянение при сочетанном употреблении пива и водки было необычным – быстро нарастало и длительно сохранялось. Неприятным было лишь самочувствие утром следующего дня: головные боли, сухость во рту, слабость.

Со временем отмечен рост количества употребляемой водки (на момент обследования — до 200— 250 мл), при этом количество пива было приблизительно одинаковым (1 — 1,5 л). Первой употреблялась водка, последующий прием пива позволял усилить опьянение («в голову давало»), а также увеличить его длительность. В возрасте 16 лет (2006 г.) стал использовать пиво для опохмеления, так как по утрам беспокоили сильная головная боль, дрожь в руках. Зная, что «утром будет плохо», вечером покупал себе бутылку пива 1,5 л и только тогда, «когда она рядом с кроватью стояла, спокойно засыпал».

Утром К. отмечал сниженное настроение, подавленность. Был повышенно чувствителен к происходящему, «мгновенно вспыхивал, если что-то не так», начинал кричать на отца, братьев. Быстро успокаивался, мог на некоторое время прилечь в постель, так как «ничего делать не хотелось», а потом снова «все бесить начинало». Неприятными были дрожь в руках, повышенная потливость. В зеркало на себя не смотрел, не хотел видеть, что «лицо кирпича просило».

Усилилась раздражительность и в трезвом состоянии, мог накричать на отца, оскорбить, оттолкнуть его с дороги, если он мешал пройти. Требовал у опекуна часть денег, которые выплачивались на его содержание. Был настойчив и конфликтен при этом, так как деньги планировал тратить на покупку алкоголя для себя и брата. Примерно за 4-5 месяца до обследования стал выпивать с братом дома, не стесняясь отца и брата опекуна.

Неоднократно задерживался при распитии алкоголя на улицах, доставлялся в отдел милиции. Ситуация в семье рассматривалась на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, опекуну было рекомендовано усилить контроль за поведением К. Однако изменить что-либо было сложно, так как брат-опекун К. был единственным, кто работал в семье. Другой брат работал по частному найму, эпизодически, все заработанные деньги тратил на покупку алкоголя.

В 2004 г. К. закончил 9 классов общеобразовательной школы. В дальнейшем поступил в профессиональное училище для обучения по специальности «газоэлектросварщик». С момента начала занятий пропускал их без уважительной причины. В коллективе лидерской позиции не занимал, охотно разделял намерения других уйти с занятий.

Из характеристики видно, что К. имеет много пропусков занятий, отношение к учебе несерьезное, имеет задолженности по предметам, которые не пытается ликвидировать. У него прослеживается неадекватное поведение, на замечания может отреагировать усмешкой или смехом. На момент обследования числился в списках учащихся 3-го курса профессионального училища. Не скрывал, что занятия ему не интерес ны, по данной профессии работать не планировал.

Из материалов уголовного дела стало известно, что в октябре 2007 г. К. вместе со старшим братом С. незаконно проникли в комнату своею отца, откуда тайно похитили имущество, принадлежащее ему (телевизор), причинив последнему значительный материальный ущерб на сумму 5 тыс. руб. В последующем телевизор продали незнакомом у мужчине за 1,5 тыс. руб.

Психическое состояние

В беседу К. вступил без затруднений. Быстро адаптировался к незнакомой для него ситуации обследования. Был правильно ориентирован во времени, пространстве и окружающих лицах. Сообщил о понимании направленности обследования на изучение особенностей его психики («проверить, болен или здоров»). Связал проведение обследования в комиссии экспертов с действиями, совершенными им совместно с братом («нужно узнать, осознавал, что совершаю, или не осознавал»).

Утверждал, что считает себя человеком полностью норовым психически. Основывал свое мнение на том, что никогда ранее к врачам-психиатрам не обращался. Поведение свое в различных жизненных ситуациях (даже в ситуациях проявления поведенческих отклонений) считал правильным и упорядоченным. Сообщил, что действительно пропускал занятия без уважительной причины, потому что «везде ходил с братом» (посещал кафе, другие питейные заведения, и которых в его компании употреблял алкоголь).

Адресованные вопросы К. понимал правильно. Трудностей при формулировании ответов не испытывал. Отвечал в медленном темпе. В беседе отмечена истощаемость произвольного внимания, которая сочеталась со значительным снижением контроля над проявлением змоций и чувств. Это выражалось в более длительном обдумывании ответов, поиске слов для выражения мыслей.

Если в начале беседы К. стремился проявить эмоциональную сдержанность, наблюдал за реакциями восприятия предоставляемых им сведений (отражает наличие интереса к складывающемуся о нем впечатлению), то по мере нарастания истощаемости проявились раздражительность, реакции отказа, использование в речи сленговых выражений.

Словарный запас изобилует сленгом лиц, злоупотребляющих алкоголем: «пивасик», «водяра», «пиво без водки – деньги на ветер». При упоминании об алкоголе эмоционально оживлялся, беседовал охотнее, говорил громче, отвечал развернуто. Высказывания сопровождались более активной жестикуляцией, «потягиваниями».

Отметил, что когда «стал пить и водку и пиво», стал хуже учиться и быстрее уставать. Не проявил понимания связи между этими фактами («а я откуда знаю, может это и без причины, а может погода влияет»). Не высказывал намерений полностью прекратить прием алкоголя, а также внести какие-либо существенные изменения в свою жизнь: вернуться к обучению в училище, начать посещать спортивную секцию. Не собирался обращаться за помощью к наркологу: «Это еще зачем? Я не пью, а выпиваю!!! А выпивают сейчас все, даже дети».

О правонарушении, в котором он подозревался, сообщил, что вместе с братом в квартире употребляя спиртные напитки, выпил 1,5 л пива. Когда спиртное и деньги закончились, брат предложил забрать телевизор из комнаты отца. Дверь открыли, забрали телевизор, который в тот же день продали какому-то мужчине у магазина «Шанс » за 1,5 тыс. руб.

Полученные деньги потратили на «развлечения всякие – пиво пили, в пиццерии сидели». Критики к совершенному деянию не проявил: «Ну и что? У отца же пенсия по инвалидности. Он может себе еще один телевизор купить».

Результаты экспериментально-психологического обследования

К экспериментально-психологическому обследованию К. отнесся с незначительным интересом, пассивно подчинившись необходимости его проведения. Словесные инструкции выслушивал, проявляя недостаточную организацию произвольного внимания, отвлекаясь на стимулы из внешней среды.

Несмотря на невысокий интерес к обследованию, К. усваивал инструкции после их первого предъявления. Отмечено постепенное снижение работоспособности по мере выполнения заданий. В ряде случаев при регистрации ответов был небрежен, что свидетельствовало о косвенном противодействии процедуре обследования.

Обнаружены проявления экзогенно-органического патопсихологического симптомокомплекса – снижение концентрации и переключаемости внимания, механической и логической памяти, нарушения операциональной стороны мышления в виде снижения обобщения, динамики мышления и его критичности. Личностные особенности характеризовались изменением направленности в виде преобладания естественных потребностей, недостаточной искренностью, неизбирательностью в контактах, реакциями группирования преимущественно с людьми старшего возраста, чувствительностью к внешним воздействиям, ранимостью в отношении критических замечаний, склонностью к переменам эмоций и настроения со снижением контроля над их проявлением в поведении, наличием в поведении вербальной агрессии, преимущественно защитно-ответного характера. Перечисленное свидетельствовало о личностно-аномальном патопсихологическом симптомокомплексе.

Последствия употребления пива и водки

К. был осужден к обязательным работам, наказание отбыл. Продолжал злоупотреблять алкоголем, в течение 2008 г. неоднократно одерживался милицией в состоянии опьянения. Переведен из училища в вечернюю школу. Занятия не посещал, был оставлен на повторное обучение в 11-м классе, затем забрал документы из школы. Ежедневно употреблял алкоголь, наблюдалось псевдозапойное пьянство.

С 2008 г. состоит на учете в областном наркологическом диспансере с диагнозом «синдром зависимости вследствие употребления алкоголя, средняя стадия». Неоднократно для лечения абстинентного синдрома обращался в наркологический диспансер.

Ремиссии неустойчивые, сразу после выписки домой возобновлял прием спиртного, употреблял пиво, водку, суррогаты алкоголя. Нигде официально не трудоустроен, эпизодически выполняет низкоквалифицированную работу по частному найму на строительных объектах.

Выводы об употреблении пива и водки

В приведенном наблюдении представлено описание формирования алкогольной зависимости у подростка. Особенностью течения заболевания стала его этапность. Первым здесь был этап, характеризовавшийся развитием зависимости от пива.

Заболевание сформировалось вследствие влияния совокупности биологических, социальных и психологических факторов. Среди биологических факторов важную роль сыграли наследственная отягощенность алкоголизмом отца, органическое поражение головного мозга как следствие тяжело протекавшей беременности.

В дошкольном и младшем школьном возрасте у К. отмечено проявление психопатологических нарушений резидуально-органического круга. Они были представлены церебрастеническим синдромом, сочетающимся с аффективными нарушениями в виде высокой чувствительности, раздражительности, плаксивости. Нарушения центральной нервной системы не были полностью компенсированы, так как необходимого лечения не проводилось. Познавательная мотивация у ребенка изначально была невысокой вследствие трудностей усвоения норм дисциплины, неусидчивости на уроках.

Развитие личности К. проходило в неблагоприятных социальных условиях, связанных с алкоголизмом отца, гипопротекцией со стороны родственников. Значимую роль в приобщении к приему алкоголя сыграли питейные традиции в семье. Семейное неблагополучие, воспитание в условиях фактической безнадзорности способствовали раннем у проявлению девиантного поведения (формирование реакций группирования со старшими по возрасту). Эпизодический прием пива происходил во время семейных праздников, в последующем отмечено учащение приема пива и рост опьяняющей дозы до 500 мл.

Постепенное развитие синдрома измененной реактивности проявлялось и исчезновением защитных реакций в виде тошноты и рвоты. Избирательное отношения к пиву у К. складывалось, однако проявить его в полном объеме подросток не смог вследствие того, что употреблял алкоголь в компании старших по возрасту.

Синдром патологического влечения к алкоголю в начале заболевания был представлен поведенческими симптомами в виде стремления к группированию на основе совместного приема алкоголя. По мере формирования зависимости тяжесть проявлений патологического влечения усугубилась за счет полиморфизма симптомов (присоединялись эмоциональные, идеаторные, соматовегетативные компоненты) Эмоциональные симптомы характеризовались оживлением эмоций, повышением тона голоса, усилением жестикуляции при упоминании об алкоголе.

Идеаторные симптомы проявлялись предвкушением приема алкоголя, стремлением поддерживать разговор на темы, связанные с пивом и водкой. Соматовегетативные компоненты были представлены тахикардией, покраснением кожи лица, гиперсаливацией, сглатыванием избытка слюны.

Поведенческая составляющая синдрома патологического влечения к алкоголю тесно связана с изменениями личности, развивавшимися па фоне зависимости от алкоголя. Сохранение фактической безнадзорности в сочетании с продолжением злоупотребления спиртными напитками и недостаточной критичностью к негативным проявлениям поведения способствовало совершению общественно опасного деяния.

В структуре психопатологических нарушений абстинентного синдрома были представлены аффективные (дистимические, эксплозивные, дисфорические), астенические и апатические симптомы. Сочетание сниженного настроения, озлобленности, конфликтности с раздражительностью, нарастающей слабостью отражает тяжесть абстинентного синдрома.

В структуре заболевания обнаружены более тяжелые нарушения, связанные с нарастанием органического психосиндрома (трудности сосредоточения внимания, снижение памяти, эмоциональная несдержанность, психическая и физическая истощаемость), а также выраженные личностные изменения в виде быстрого прогрессирования деградации личности и снижения волевого контроля поведения. Наличие органических нарушений, личностных изменений подтверждено и результатами экспериментально-психологического обследования.

Публикуется по: Погосов А.В, Аносова Е.В. Пивной алкоголизм у подростков.

Вылечить алкоголизм невозможно???

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Не отчаивайтесь, найдено эффективное средство он алкоголизма. Клинически доказанный эффект, наши читатели испробовали на себе ... Читать далее>>

Оставить комментарий