Профилактические модели алкоголизма и наркомании

загрузка...

Аддиктивное поведениеМодели профилактики алкоголизма и наркомании

Теории профилактики алкоголизма и наркомании становятся основой для разработки моделей профилактического вмешательства, которые, в свою очередь, ложатся в основу мероприятий, проводимых с целью предотвращения распространения зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ). В каждой модели профилактики алкоголизма, наркомании и других химических зависимостей лежат свои организационная философия, стратегия и тактика.

Так, Дж. Солоизес (J. Soloizes), В. Чебурсон (V. Cheburson) и Г. Соколовский (G. Sokolowski) в книге «Общество и наркотики» (1998) предложили основные профилактические модели XX в. в области химической зависимости. Ими были разработаны три базовые конструкции: социокультурная модель, потребительская модель, запрещающая модель, а также дополнительная – модель нулевой толерантности к наркотикам

Упомянутые авторы и другие исследователи отмечают, что среди отдельных видов научно-практического подхода, осуществляемого через средства массовой информации, остаются профилактические модели, встроенные в системы образования и осуществляемые в рамках образовательного и воспитательного процессов в учреждениях образования, в семье и информационном пространстве.

Развитие профилактической науки в области предотвращения зависимого поведения на современном этапе базируется на разработке вмешательств в соответствии с моделями зависимого поведения. В первую очередь это касается профилактического вмешательства, направленного на предотвращение зависимости как болезни и формирующего особые профилактические компетенции.

Затем следует профилактическое вмешательство предотвращения психологического фактора, влияющего на поведение человека и формирующего здоровьеохраняющее поведение. Профилактическое вмешательство диагностирующего характера направлено на раннее выявление потребляющих психологически активные вещества или начинающих страдать от других видов зависимости.

Социокультурная модель профилактики алкоголизма и наркомании

Первой профилактической моделью можно считать социокультурную модель, разработанную в США в начале 70-х годов XX в. в Вашингтонском университете группой ученых под руководством Руперта Уилкинсона (Rupert Wilkinson). До настоящего времени эта модель активно используется в США и Канаде. Автор модели исходил из того, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотребление психоактивными веществами, преимущественно алкоголем.

Результаты наших исследований показали, что профилактическая социокультурная модель состоит из трех основных компонентов:

1) наличия культурных нормативов;

2) необходимости включения алкоголя в социально значимую деятельность;

Истории наших читателей

загрузка...

3) фокусирования внимания на развитии культуры употребления алкоголя.

СЕНСАЦИЯ! Врачи ошарашены! АЛКОГОЛИЗМ уходит НАВСЕГДА! Нужно всего лишь каждый день после еды... Читайте далее-->

Основные усилия в рамках этой модели направлены на изменение отношения профилактируемых к принятию алкоголя в рамках культуры быта и профессиональной занятости населения.

Основоположник первой модели профилактики Руперт Уилкинсон, последователь американского врача, ученого и активного общественного деятеля Бенджамина Раша, не только впервые применил терапевтический подход к лечению зависимости, но также организовал и проводил первые уроки профилактики алкоголизма в школе среди учащихся разных социальных слоев.

загрузка...

В профилактических программах ООН и профилактической работе в России активно внедряются программы, разработанные в рамках профилактической социокультурной модели. Примерами ее служат рекламные и образовательные подходы к проблеме вождения транспорта в нетрезвом виде.

Наши читатели рекомендуют!

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

Наиболее показательным примером в данном случае может служить кампания «Просто скажи нет!», призывающая всех, и в особенности молодежь, отказаться от предлагаемых наркотиков, алкоголя и табачных изделий. Этот убедительный и искренний призыв был создан и введен в обиход первой леди США Нэнси Рейган во время президентства ее мужа.

«Просто скажи нет!» стало символом широкой рекламной кампании 80-х годов XX в. в США, объявившей «войну наркотикам». Целью этой кампании было предотвращение участия детей и молодежи в использовании рекреационных наркотиков через активную позицию отторжения. Призыв «Просто скажи нет!» получил дальнейшее распространение среди молодежи США как мощное противодействие насилию, добрачному сексу и другим порокам.

Итогом кампании «Просто скажи нет!» стало значительное снижение употребления наркотиков и злоупотребления ими в годы президентства Д. Рейгана. Исследования, проведенные Институтом социальных исследований Мичиганского университета, показали, что в 80-е годы XX в. большое число молодых людей высказалось за то, чтобы сказать «нет» наркотикам.

Высшая школа в США отмечала, что использование наркотиков пожилыми снизилось в 1978 г. с 50,1% до 36% и в 1987-1991 гг. – до 12%. Аналогичным образом снизилась доля студентов, использовавших другие препараты. Употребление психоактивных наркотиков в целом среди всех групп населения снизилось с 11% до 6%, кокаина – с 12% до 10%, героина – с 1% до 0,5%.

Эта кампания была направлена на снижение социальной приемлемости употребления наркотиков, алкоголя и табака среди молодежи, в том числе через рекламные баннеры и телевидение. Она предупреждала всех, кто уже употреблял или только собирался попробовать наркотики, об опасностях. Однако к настоящему времени эффективность этой области профилактики документально еще не подтверждена.

К началу XXI в. американские ученые считали, что эффективность данной кампании снизилась из-за того, что она была направлена на молодежь среднего и высшего социальных классов, меньше подверженных этой опасности.

Модель социологического мониторинга

Вторую модель профилактики можно определить как модель социологического мониторинга потребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ или проявления других видов зависимого поведения. Эта модель изучалась преимущественно в контексте предотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние годы она стала распространяться и на наркотические средства и нехимические зависимости.

Рассматриваемая модель основана на статистическом изучении показателей высокой положительной и отрицательной корреляции употребления алкоголя в различных культурах. В современных профилактических моделях принимаются так называемые стандарты корреляционных отношений между показателями проявлений зависимости и психологическими, социальными, демографическими, экономическими и другими показателями жизни и деятельности человека.

Полвека спустя с момента создания единой теории распределения Салли Ледерман исследования проблем, связанных алкоголем и профилактикой алкоголизма, продолжаются в направлении все большей изощренности расчетов. Ученые многих стран с большой признательностью относятся к наследию С. Ледерман – открытию ею социальной модели употребления алкоголя. Совершенствуя их, они могут объективно отражать современные результаты научных исследований, связанных с алкоголем и профилактикой алкоголизма.

Нормативно-правовая модель профилактики алкоголизма и наркомании

Третью модель профилактики можно охарактеризовать как нормативно-правовую — запрещающую, которая занимает моральную позицию в решении проблем использования различных веществ или создания условий для проявления других видов зависимого поведения. Основоположником этой модели по праву считается Бенджамин Раш.

Свою модель он изложил в трактате «Моральный термометр», изданном в Бостоне в 1790 г. В нем он исследовал действие спиртных напитков на организм человека и его разум и предложил рассмотреть законодательные меры в отношении больных алкоголизмом.

Суть его предложения в том, что если нет фактов употребления вещества и условий для формирования других видов зависимого поведения, то, следовательно, нет и самой проблемы. Цели запрещающей модели заключаются: а) в препятствии доступности веществ и условий; б) в воздержании людей от проявления зависимого поведения или использования наркотических веществ.

Запрещающая модель применяется как к алкоголю, так и к наркотикам. Наиболее известное воплощение этой модели в антиалкогольной практике – «сухой закон» в США в 1921-1932 гг. XX в., а в СССР – в 1986-1990 гг. XX в., в Финляндии – начиная с 1982 г. до недавнего времени и др.

Тем не менее считается, что рассматриваемая модель больше применима к злоупотреблению наркотиками. В США, России, странах Балтии и других государствах в течение десятилетий существует строгий запрет на употребление наркотиков, главным образом, марихуаны и героина, а позднее и кокаина. Запрещающая модель в 30-40-х гг. XX в. в Америке работала очень «выразительно»: это отражено в фильмах, газетных и журнальных статьях, направленных на массовую аудиторию.

Запрещающая модель до сих пор остается самой популярной профилактической моделью аддиктивного поведения, но, как считают ученые, она не внесла значительного вклада в предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотиков. Хорошо известно, что «сухой закон» ни в США, ни в России практически не привел к желаемым результатам, а проблемы, связанные с употреблением других психоактивных веществ, также продолжаются.

Диагностическая профилактическая модель нулевой толерантности

Диагностическая профилактическая модель нулевой толерантности сегодня призвана на службу тотального тестирования на потребление психоактивных веществ. Министерства здравоохранения России, Белоруссии, Казахстана в июне 2011 г. на основе этой модели предложили тотальное тестирование с помощью химических и психологических тестов всех обучающихся в системе образования на предмет потребления психологически активных веществ.

Однако многие российские ученые считают, что основными этико-правовыми проблемами тестирования при этом становятся: недобровольный характер тестирования, возможность нарушения конфиденциальности, а также вероятность достижения декларируемых целей.

По мнению европейских экспертов Группы Помпиду, занимавшихся вопросами профилактики злоупотребления наркотиками, «профилактическая функция тестирования является бездоказательной», и тестирование не может оградить молодого человека от употребления наркотиков.

Современные тенденции профилактических вмешательств

Модели современных профилактических вмешательств базируются на принципах взаимоответственности, преемственности, профессионализма и стандартизации. Продолжающаяся экспансия наркотических веществ, появление так называемых электронных наркотиков, сигарет, выявление новых форм нехимической зависимости требуют более активного привлечения науки.

В связи с этим в развитых странах отмечен бурный рост новой развивающейся науки о профилактике зависимого поведения. В последнее время она стала все активнее переходить от социологических подходов (дающих возможность управлять профилактикой на уровне государства) к психологическим, педагогическим и воспитательным адресным подходам в работе с населением.

Наиболее распространенными инструментами борьбы с наркотиками в США сегодня стали образование и средства массовой информации. Программы этих сфер деятельности традиционно рассчитаны на подростков и молодых людей – две явные группы риска. В последнее время делаются усилия по активизации такой работы с детским населением.

Сегодня наука четко доказывает, что школьная система является идеальным звеном для проведения профилактической образовательной работы относительно употребления веществ. Действительно, сегодня администрация многих территориальных единиц США требует включения в школьный курс тем, предостерегающих от употребления алкоголя и других наркотиков, педагогической работы по профилактике нехимических видов зависимости, хотя государственные законы, к сожалению, отстают по систематизации и переводу в доступные инструктирующих программ.

По нашим данным, можно констатировать, что в прошлом применению таких программ препятствовала недостаточная подготовка учителей в области материалов, касающихся употребления алкоголя и других наркотиков. Тем не менее в последние годы произошло много изменений и школьные программы все более систематизируются, ведется активная профессиональная подготовка специалистов в области профилактики зависимого поведения.

Организация наркологической помощи в области профилактики на различных уровнях – муниципальном, региональном и федеральном – готова к восприятию научных исследований, касающихся всех аспектов злоупотребления наркотиками. Современные широкомасштабные меры, например в отношении профилактики алкоголизма, выражаются в виде законодательных актов – «сухих законов», которые запрещают потребление алкоголя.

Для решения проблемы существенного увеличения эффективности программ профилактики рекомендуется обратить внимание на несколько национальных докладов и исследований других стран. Исследования нового поколения мер профилактики и решения ряда поведенческих проблем должны быть разработаны и испытаны не только в здравоохранении, но и в сфере образования. На их основе будут определены мероприятия, интегрирующие в профилактику результаты научных исследований, включающих наряду с подходами нейробиологии теорию и практику психологии научения и развития.

За последние два десятилетия, по нашим исследованиям, наука в области профилактики аддикций выступила в качестве надежной дисциплины. Это научное направление привело к пониманию основных психологических, социальных рисков и защитных факторов, связанных с началом аддиктивного поведения и аддикций.

Увеличился объем исследований в области профилактики, разработаны принципы профилактики аддикций, которые внедряются в практику дальнейшего развития общества.

На основе фактических данных по профилактике аддикций, вызванных злоупотреблением наркотиками, наука начинает решать важные проблемы, связанные с принятием программ, составивших систему предотвращения аддикций на уровне государства.

Тем не менее еще существуют многочисленные препятствия, ограничивающие рассмотрение и продвижение научных профилактических «продуктов» в нашей стране, несмотря на то, что отечественная профилактическая наука и практика существенно отстают от общемирового уровня. В процессе проведения исследований нами установлено, что большинство школ нашей страны все еще используют ООН-оценку программ профилактики злоупотребления наркотиками и программ профилактики их употребления, которые не содержат достаточных научных обоснований для их использования. Кроме того, упомянутые программы профилактики злоупотребления наркотиками не ориентированы на молодежь и подростков, находящихся в условиях высокого риска вовлечения в химическую зависимость.

В заключение необходимо особо отметить, что создавшееся положение угрожает национальной безопасности России. Это настоятельно требует самого серьезного внимания и срочного преодоления отставания в области науки и практики по недопущению зависимого поведения в нашей стране.

Профилактические модели алкоголизма и наркомании: выводы

1. Профилактическое вмешательство, или профилактическая интервенция, – объект научного исследования, позволяющий максимально приблизить научные знания к практической деятельности в области предупреждения зависимого поведения.

2. Современный международный уровень профилактического вмешательства в области аддикций составляют региональные, национальные, транснациональные системы психического здоровья. В нашей стране профессиональный системный подход к профилактике зависимого поведения еще только начинает формироваться.

3. Мировой уровень разнообразных научных теоретических и практических подходов в изучении зависимого поведения демонстрирует все более высокие требования к проведению исследований по профилактическим вмешательствам, к сопровождению и экспертизе практических профилактических программ.

4. Впервые в России нами научно разработаны и испытаны на практике современные эффективные системы профилактики, выстроенные с учетом их широкого распространения и внедрения в системе образования. Исследованиями установлено, что в нашей стране высшая школа – это ведущее координирующее начало всей профилактической работы в области зависимого поведения на региональном, национальном и транснациональном уровнях.

5. В современную научную терминологию в области предупреждения зависимого поведения интегрированы знания из различных наук, в том числе гуманитарные (психология, философия, теология, теософия), социальные (педагогика, социология, право, экономика), медицинские, биологические, фармакологические, антропологические и другие. Классификационные конструкции в области профилактического вмешательства по предупреждению зависимого поведения активно совершенствуются на международном и национальном научном уровнях.

6. Теории профилактической направленности в области зависимого поведения носят общий, частный и специальный характер. Они подразделяются на мультидисциплинарные, смешанной и однородной направленности в зависимости от научных знаний, в рамках которых они представлены. Упомянутые теории следует рассматривать как характеризующие здоровьесберегающее поведение, его индивидуальные изменения, а также поведение людей в обществе и др.

Исторически сложились три базовые модели профилактики: социокультурная, социологическая, связанная с мониторингом потребления психологически активных веществ либо проявления других видов зависимого поведения, и нормативно-правовая — запрещающая, а также диагностическая модель профилактики «нулевой толерантности».

7. Современные направления развития профилактических вмешательств базируются на принципах взаимоответственности, преемственности, профессионализма и стандартизации. Каждый из этих принципов, в свою очередь, координируется наукой и наполняется инновациями по каждому теоретическому и практическому направлению профилактической деятельности в области зависимого поведения.

8. Отечественная профилактическая наука и практика существенно отстают от общемирового уровня. Это угрожает национальной безопасности России и другим странам постсоветского пространства и настоятельно требует срочного преодоления недопустимого отставания в области профилактики зависимого поведения в нашей стране.

Публикуется по: Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.

Вылечить алкоголизм невозможно???

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Не отчаивайтесь, найдено эффективное средство он алкоголизма. Клинически доказанный эффект, наши читатели испробовали на себе ... Читать далее>>

Оставить комментарий

загрузка...