Профилактика аддикций

Профилактика аддикцийПрофилактика аддиктивного поведения

Профилактика аддиктивного поведения представляет собой сложнейшую проблему междисциплинарного характера, затрагивающую практически все социальные институты – образование, здравоохранение, культуру, юстицию и др. Анализ современной научно-практической литературы по проблемам зависимого поведения предполагает четкую дифференциацию уровней и типов профилактики, образующих взаимосвязанные континуумы (неразрывность явлений, процессов) профилактики аддикций.

В 1992 г. вышла в новой редакции «Американская классификация поведенческих и личностных расстройств», в которой профилактика зависимого поведения рассматривается в виде преимущества над реабилитацией зависимых лиц и сопровождением выздоравливающих. В этой классификации профилактические вмешательства – интервенции представлены как: универсальные (для каждого человека), селективные (преимущественно против определенного заболевания) и индикативные (учитывающие уже имеющийся фон здоровья, влияние других заболеваний или особенностей личности). 

Первичная профилактика аддикций

Первичная (информационная) профилактика согласно более ранней классификации ВОЗ охватывает экологические, экономические, социальные и политические условия жизни. Мероприятия первичной профилактики направлены на оптимизацию упомянутых условий.

Фактически первичная профилактика представляет собой образ жизни, обеспечивающий человеку (прежде всего детям и молодежи) условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни. Усилия государства по изменению социальных и культурных условий жизни объединяются в систему радикальных мер первичной профилактики (спорт, охрана труда, сбалансированное питание и др).

Применительно к профилактике аддиктивного поведения детей и молодежи мероприятия первичной профилактики химических зависимостей направлены на превенцию первой пробы психоактивных веществ (ПАВ) (так называемая ранняя профилактика). Проведение первичной профилактики является прерогативой сферы образования, охватывающей социально активные фазы жизненного цикла человека и его становления как личности.

В 2000 г. под редакцией Г.Н. Тростанецкой была опубликована работа «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». В ней было показано, что «целями первичной профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психологически активные вещества в детской и молодежной части популяции».

Авторы Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, А.М. Басов, JI.A. Котельникова считают, что цели первичной профилактики наркомании направлены на удерживание детей и молодежи от приема наркотических средств благодаря пропаганде здорового образа жизни, формированию антинаркотических установок и профилактической работе сотрудников образовательных учреждений.

Вторичная профилактика аддикций

Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) касается тех, кто уже испытывает на себе влияние употребления наркотических средств, но не обнаруживает признаков болезни. Цель вторичной профилактики – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на учащегося, прекратить дальнейшую наркотизацию, восстановить его личностный и социальный статус. Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ, оптимизировать здоровые, личностные и социальные, устремления детей.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к возникновению, обострению и рецидиву аддиктивного поведения. Это раннее выявление аддикций и динамическое наблюдение, направленное обследование и последовательное оздоровление.

Третичная профилактика аддикций

Третичная профилактика аддиктивного поведения направлена на социальную, трудовую, психологическую, медицинскую реабилитацию аддиктов, которые прошли лечение.

В материалах Концепции отмечается: «…к третичной профилактике относятся мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов вследствие потребления ПАВ и наркомании, то есть на переход к непосредственной реабилитации, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне. В этом процессе должны активно участвовать воспитатели, педагоги, школьные психологи… потому что он связан с реабилитацией больных, страдающих проявлением химической зависимости.

Профилактика аддикций

С момента опубликования Концепции прошло более десяти лет. В настоящее время появились новые толкования и таких терминов, как «селективная» и «индикативная профилактика».

Селективная профилактика – это мотивация потребителей группы риска на изменение поведения. Индикативная профилактика – это профилактика рецидивов и изменения стереотипов поведения уже зависимых индивидов.

Современная классификация и типизация профилактики хорошо представлена в концепции И.А. Филипповой «Управленческая модель организационной деятельности общеобразовательного учреждения по профилактике химической зависимости». В этой работе представлены существующие подходы по организации профилактической деятельности.

В Концепции изложены четыре вызывающих дискуссию способа профилактического воздействия на человека при химической зависимости. Дискуссионным, на наш взгляд, является предложение автора напугать, отвлечь, научить и, наконец, убедить человека. Между тем испуг у людей быстро проходит, поэтому человека трудно отвлечь «навсегда» и придется придумывать все новые способы. При обучении удержание его внимания весьма ограничено числом «освоенных» ситуаций.

Многочисленные классификационные подходы в области предупреждения зависимого поведения и приведенные выше примеры позволяют сделать вывод о том, что феномен профилактического вмешательства имеет одновременно двойную ориентацию — на научное изучение и практическое применение в профилактической работе. Это позволяет ученым и практикам понимать друг друга терминологически и вырабатывать наиболее эффективные действенные меры.

Теории предупреждения аддикций

В современном знании о предупреждении зависимого поведения существует множество теорий или концепций, объясняющих, почему люди выполняют определенные действия. Многие теории были разработаны для того, чтобы проанализировать, понять и объяснить влияние поведения на здоровье.

Хотя эти теории и внесли существенный вклад в наше понимание индивидуального поведения, они часто оказываются ограниченными в отношении более широкого рассмотрения социальных и экологических условий, в которых отдельная жизнь не принимается во внимание. В настоящее время приходится признать, что некоторые стороны нездорового поведения отражают социальные, культурные и экологические условия, в которых их возникновение становится возможным.

И.И. Брехман одним из первых начал разрабатывать методологические проблемы здоровья практически здоровых людей. Он утверждал, что наука о здоровье должна быть интегральной, системной, выработанной на основе знаний экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук.

Аналоги этого научного направления в европейских странах, США и Канаде в зависимости от содержания носят различные названия. Важно, что значимыми для них остаются как теории зависимости, так и специальные теории профилактики. В теориях зависимости особый интерес представляют причины их возникновения, определяемые факторами, против которых и должна быть направлена предупредительная работа.

В 2007 г. сотрудниками Национального института неврологических расстройств и инсульта S. Riesch, SA. Albers, КА. Magnuson, S. Small по заказу Главного комитета по профилактической науке Великобритании подготовлено пособие для преподавателей и студентов «Профилактическая наука».

Анализ найденных нами материалов показал, что превентивные теории, формирующие здоровый образ жизни, можно разделить на три категории, которые:

– рассматривают здоровьесберегающее поведение и изменения в поведении людей. Обычно к таким теориям относятся модели охраны здоровья, убеждений; теории разумного действия; междисциплинарные теории (или ступени изменения), а также модели социальной когнитивной теории;

– раскрывают поведение в обществе и экологические изменения, такие как распространение теории инноваций и модели коммуникации изменения поведения;

– помогают понять разные подходы к изменениям в обществе и общественных организациях.

Эти и другие теории помогают объяснить, «почему мы делаем то, что мы делаем, и когда мы это делаем». Их общий смысл – это убеждение в том, что если человек реализует поведение, связанное со здоровьем, шанс на проявление болезни или на болезнь снизится.

До середины прошлого века к теоретическим основам профилактики в области зависимости относили только этиологиюпричины, взятые из теорий, раскрывающих собственно зависимое поведение. Причины возникновения зависимости изучали с позиции факторов вреда, который нельзя допустить.

Некоторые исследователи относили причины возникновения зависимости к понятию «корни зависимости» (термин введен М. Мюррей). Исходя из такого понимания разрабатывали соответствующие практические программы или мероприятия, которые по своему характеру относили к профилактическим. Такой подход использовался в различных теориях зависимости.

На современном этапе изучения теорий зависимости можно заключить, что они основывались преимущественно на психологической науке. По истечении полувековой проверки на фундаментальность рассматриваемые теории оказались базовыми теориями зависимости. Особенно показательным в данном выводе является то, что рассмотренные в них причины наркотической зависимости в настоящее время стали основой для формирования профилактических теорий.

Теория Фредерика Кальвина (Frederick Calvin J.), профессора Вашингтонского национального института психического здоровья (NIMH – National Institute of Mental Health), была опубликована в 1980 г. под названием «Наркомания как усвоенное поведение».

Причины возникновения наркомании связывают с усвоением зависимого поведения в период повышенного напряжения и проявления рискованного поведения. Автор считает, что в момент высокого напряжения и в ситуации риска происходят импринтинг (запечатление) и наиболее легкое усвоение поведения, направленного на употребление наркотических веществ. Автор вывел формулу, в которой проявляется благоприятное поведение, для того чтобы вывести показатель вероятности наступления наркомании.

Работа Д.У. Гудвина (D.U. Goodwin), профессора кафедры психиатрии Университета Канзаса «Теория привычки к злоупотреблению наркотиками и алкоголизма» объясняет проблемы возникновения наркомании у подростков. Он считает, что злоупотребление наркотиками возникает по причине их доступности, давления со стороны сверстников, бунтарства, в связи с семейными отношениями. Причинами могут стать психиатрические симптомы, такие как тревога и депрессия, которые особенно провоцируют начало употребления наркотиков.

По данным других исследований асоциального поведения в подростковом возрасте, прием наркотиков может наступить в период инициации. Алкоголизм большей частью передается генетически, и причиной начала употребления алкоголя подростками становятся проблемы, возникающие в семье по причине алкоголизма ее членов (или одного из них), так называемые алкогольные семьи.

Теория Харриса Э. Хилла (Н.Е. Hill) «Социальные девиации и начальные склонности к наркотикам и алкоголю» раскрыла ряд причин злоупотребления алкоголем и приема наркотиков. По ее данным, привыкание к алкоголю возникает в первую очередь при наличии факторов уязвимости,

которые проявляются от социальных девиаций, приводящих к началу употребления алкоголя и наркотиков. Это относится к людям, живущим в бедности, в трущобах, имеющим более легкий доступ к опиатам и алкоголю и живущим в окружении индивидов со значительной степенью социальной девиации.

Вторым важным фактором автор считает отсутствие социального контроля за наркотиками и алкоголем, а также за лицами, злоупотребляющими психоактивными веществами и экспериментирующими с ними. Главной причиной привыкания является внутренняя извращенная потребность человека к постоянному получению удовольствия. Эти люди не воздерживаются от любых социальных девиаций, наркотиков или алкоголя. Для снятия растущей тревоги и страха у них возникает потребность в наращивании дозы.

Работа Сандры Б. Колеман (S.B. Coleman) «Теория неполного траура и злоупотребления героином» показала, что начало употребления наркотиков обычно связано со структурным либо функциональным дисбалансом в семье. Приобщение к наркотикам одного из ее членов затрагивает семью в целом.

Так, злоупотребление героином является частью жизни семьи, в которой каждый из ее членов имеет зависимое поведение. Такая зависимость возникает при неполном преодолении семьей травмирующего ее психику опыта (внезапная смерть или внезапная тяжелая болезнь одного из ее членов, разрушительный развод и другие причины), т.е. в результате разрушения причинно-следственных связей в жизни семьи.

Тогда наркомания одного из ее членов замещает отсутствующие причинно-следственные связи и становится для семьи реальным опытом их построения. Первый опыт знакомства с наркотиками часто связан с возрастом индивидов или стадией развития семьи, но в основном он связан с кризисом семьи и проявляется у детей подросткового возраста.

Согласно теории проблемного поведения Ричарда и Чарльза Джессоров (R. Jessor, S. Jessor) «Социально-психологические основы для изучения потребителей наркотиков» причины возникновения наркомании обусловлены проблемами, связанными с нарушениями формирования ответственности у индивида и у его окружения за социальные девиации, определяющие направление поведения. Нарушение этой системы ведет к началу потребления наркотических веществ.

Теория Денниса Б. Кендела (D.B. Kandel) «Стадии развития в подростковом возрасте и их влияние на потребление наркотиков» раскрывает концепцию одновременного влияния на подростка индивидуальной патологии и социальных факторов. В соответствии с выводом автора каждое из этих понятий может применяться на различных этапах рассматриваемого процесса.

В проявлении наркотического поведения на ранних стадиях развития детей более важную роль играют социальные факторы. Психологические факторы важнее для них на более поздних этапах развития. Определение этапов развития в случае кумулятивного действия упомянутых факторов на появление злоупотребления наркотиками имеет важные концептуальные и методологические особенности, выступающие в качестве либо причины, либо последствия.

На ранней стадии развития употребление наркотиков детерминируется поведением родителей. Нередко оно имеет решающее значение в желании молодых людей попробовать крепкие напитки.

На более поздних стадиях ведущую роль в инициировании потребления наркотиков имеет качественная сторона отношений «родитель–ребенок». В этот период особенно важными становятся близость к родителям и защита подростков от употребления наркотиков. О начале потребления подростками тяжелых наркотиков можно судить по потреблению сверстниками так называемых легальных наркотиков и марихуаны.

«Семейную теорию наркомании», или «Теорию насилия в семье», предложила Дункан Стентон (M.D. Stanton, 1979). В своей теории автор, опираясь на подход ученых Боуэна, Хейли и других, доказала, что если рассматривать злоупотребления наркотиками в контексте семьи, то симптомы наркомании в ней как в системе должны быть изменены. Она выдвигает в качестве причин, способствующих появлению наркомании, проблемы и события, встроенные в семейный цикл и связанные с состояниями глубокой обиды, фрустрации и насилия в семье.

Американский ученый Р.А. Стефенхаген (RA. Steffen- hagen) разработал «Самоуважение в теории злоупотребления наркотиками», которую называют еще «Теорией чувства собственного достоинства». Эта теория основана на том, что причинами возникновения наркомании является ущемленное чувство достоинства.

Подросток, молодой человек, находясь в таком состоянии, ищет выхода и, не найдя его, обращается к наркотическим веществам. Особенно подвержены наркомании те, чье достоинство ущемляется в семье.

Низкая самооценка может дать импульс для начала потребления наркотиков лицами, которые хотят немедленного удовлетворения своих потребностей. Однако низкая самооценка сама по себе не является достаточной для начала и продолжения употребления наркотиков, поскольку основная причина кроется в социальной среде сверстников, оказывающих наибольшее давление и определяющих возможность вовлечения в наркоманию.

Таким образом, проведя краткий обзор теорий зависимого поведения с точки зрения причин возникновения химической зависимости, можно увидеть глубокие научные разработки фундаментального и прикладного уровней.

По нашему мнению, собственно профилактическая наука зародилась во второй половине прошлого века (60-е гг.), когда появились первые теоретические разработки в области жизнестойкости С.Р. Мадди (Salvatore R. Maddi), доктора медицины, профессора Школы социальной экологии Калифорнийского университета. В этот же период активно распространяются методологии «биопсихосоциальной модели болезни» (biopsychosocial model – «BPS») Джорджа Энгеля [32].

По мнению зарубежных авторов, в основе исторического контекста развития профилактического знания лежит поиск путей адекватного реагирования на постоянные изменения собственного здоровья, что является трудным для многих людей. Хотя некоторые лица понимают, что их обычное повседневное поведение неоптимально для здоровья, они не могут приложить усилия для его изменения. Среди них есть также лица, имеющие навыки сиюминутного изменения поведения, но они не готовы устойчиво поддерживать здоровье охранительным поведением.

Так, например, даже люди, хорошо знающие о рисках для здоровья, связанных с ожирением и курением, нередко пытаются изменить свое поведение, но не могут справиться с избыточным весом и курением. Поэтому добиться долгосрочного успеха в области зависимого поведения до недавнего времени даже с помощью специалистов было трудной задачей.

Краткий обзор теорий возникновения зависимого поведения позволяет нам сделать вывод о том, что современная теоретическая платформа профилактики обращается к теориям зависимости при разработке мероприятий вторичной и селективной профилактики, а также вмешательства третичной и индикативной профилактики. Теории возникновения зависимости лежат в основе разработки мероприятий по сопровождению лиц, страдающих зависимым поведением и чье психическое состояние позволяет им самостоятельно следовать профессиональным рекомендациям и вести дневники самонаблюдения за изменением собственного поведения в сторону сохранения здоровья.

Публикуется по: Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика