Универсальные психологические подходы к профилактике аддикций

ЗдоровьеО профилактике аддикций

В предыдущих статьях мы затронули специфику теоретических подходов в области профилактики зависимости. Обобщая сказанное, можно утверждать, что теоретическими истоками профилактических вмешательств явились модели причинно-следственных связей, найденных при изучении клинической картины различных форм зависимостей.

Эти модели выстраивались в соответствии с методами исследований, проводимых в рамках научных подходов психобиологии, психофизиологии, психоанализа, социальной психологии, психологии личности, психологии развития и научения. Также изучение зависимостей рассматривалось через призму поведенческих теорий, теорий социальной психологии, гуманистической психологии и других. Несмотря на множество психологических подходов, наиболее крупными источниками теоретических знаний о профилактике аддикций стали психология развития и психология научения

Становление современных теорий профилактики шло параллельно расширению области применения психотерапии в лечении лиц, страдающих зависимостью. Хотя корни теорий профилактики могут быть найдены в начале XX в., непосредственным ее рождением считается конец 50 – начало 60-х гг., когда изучение зависимого поведения стало научным направлением. При этом осознание теоретических подходов к профилактике зависимого поведения в историческом контексте формировалось позднее, так как явилось следствием накопления опыта психотерапевтического воздействия.

В проводимых исследованиях обнаружилось, что до середины XX в. зависимость рассматривалась обычно как недомогание, обусловленное ненаблюдаемыми психическими причинами. Такой подход не способствовал выявлению причин возникновения зависимостей и построению теоретического знания как основы профилактики.

Генезис различных форм зависимостей не рассматривали, данные не обрабатывали и в дальнейшем, в научно-практической коррекции. Поэтому считалось, что методы, применяемые для восстановления лиц, страдающих зависимостями, а тем более для профилактики, скорее напоминают искусство, чем научный подход.

Современный подход к профилактике аддикций

Современная профилактика аддикций формировалась под влиянием различных традиций психотерапии зависимого поведения. В первую очередь это касается научных подходов, предложенных классиком психофизиологии и основоположником оперантного научения Иваном Петровичем Павловым и его последователями Андре Сальтером и Джозефом Вольпе.

Большой вклад в современную профилактику внесли основоположник бихевиоризма Джон Б. Уотсон, автор теории научения Эдвард Ли Торндайк и их последователи, постепенно дополнявшие и модифицировавшие теории научения необихе- виористов. Среди них Эдвард Чейс Толмен и Эдвин Газри. Сюда же относятся закономерности, найденные Кларком П. Халлом и его последователями по методам терапии, основанной на теории конфликтов, Джоном Доллардом и Нилом Э. Миллером, учеными, объединившими психоаналитическую теорию с теорией бихевиоризма.

Цель объединения – изучение контроля и автономного поведения, а также новаторской области биологической обратной связи оперантного научения Барруса Фредерика Скиннера, социального научения Альберта Бандуры и рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии Альберта Эйлиса, Джона Гарсия и Арнольда Лазаруса.

Благодаря психологическим подходам в профилактическую работу вводятся методы аверсивной терапии, контр-обусловливания, обучения на моделях, обучения способам подкрепления, самоподкрепления, самоконтроля, самоутверждения, условно-рефлекторной терапии и многие другие.

В психофизиологической теории кондиционирования (обусловливания) Иван Петрович Павлов впервые провел границу между первичными (безусловными) и вторичными (условными) рефлексами и констатировал, что необходимым и достаточным условием научения является сочетаемость событийного ряда. Эти явления ученый представлял в виде процессов, протекающих в областях коры головного мозга, которые активируются индифферентными и безусловными раздражителями.

Это открытие в дальнейшем явилось основой для исследований раннего влияния на ребенка зависимого поведения родителей, особенно матери.

И.П. Павлов пришел к выводу, что для объяснения всей сложности поведения человека излишне использовать идею его произвольности и спонтанности. Ученый считал, что поведение человека, равно как и животного, полностью детерминировано внешней средой.

Поведение можно изучать, объяснять, предсказывать на основе теории условных рефлексов. Все аспекты поведения можно раздробить на частные условные рефлексы (деятельности), изучить их, а затем вновь синтезировать.

Работы И.П. Павлова очень заинтересовали американских коллег, и до сих пор его идеи находят отражение в современных разработках профилактических вмешательств в зависимое поведение.

Джон Броадус Уотсон (John Broadus Watson) – американский психолог, доработал ранее выдвинутую собственную теорию с учетом взглядов И.П. Павлова и опубликовал в 1913 г. свой самый известный труд «Психология с точки зрения бихевиориста». В нем он отметил, что психология, с точки зрения бихевиоризма, относится к группе естественных наук, а целью являются описание и предвидение поведения и контроль над ним.

Однако Дж. Уотсон отмечал, что изучение поведения должно стать совершенно отдельной и не зависимой от психологии наукой. Это положение стало основой профилактической теории С. Мадди, а контроль над поведением – базой разработки теории жизнестойкости.

Последователь И.П. Павлова, его теории научения, Андре Сальтер (A. Salter), профессор Йельского университета в США, в 1949 г. опубликовал труд «Условно-рефлекторная терапия». Он предлагал методы воздействия на причины, вызывающие у человека чувство неуверенности, рассматривая личность через «эксцитаторную» (от латинского «эксцитате» – возбуждение) модель поведения.

А. Сальтер предложил шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности, с состоянием неуверенности как преобладания процессов торможения в организме, которые можно преодолеть на основе формирования так называемых эксцитаторных рефлексов. В своих тренингах А. Сальтер придавал особое значение чувствам спонтанности и принципу «здесь и теперь». Методы формирования «эксцитаторной личности» во многом до сих пор составляют основу большинства программ тренинга уверенности в себе, активно применяемых в профилактической работе.

В современных методах профилактики зависимого поведения активно используют разработки А. Сальтера, находя в них особый взгляд на вопросы здоровья. Исследования А. Сальтера стали настолько широко признанными, что современные ученые в области поведенческой терапии, несмотря на то, что часто обращаются к его идеям – «иерархия обучения», «обучение выразительности», «вступление в контакт со своими чувствами», редко связывают их с именем автора.

Более 50 лет назад, развивая идеи условно-рефлекторной терапии, южноафриканский ученый Джозеф Вольпе (Joseph Wolpe) разработал эффективный метод лечения фобий, предположив в 1958 г., что помимо процессов торможения появление чувства неуверенности в себе может быть вызвано множественными социальными страхами.

Существует два вида невротического страха: классически обусловленный и страх когнитивного происхождения. К первой группе страхов относятся ситуации, совмещенные с пугающим стимулом, – резким звуком, светом, страшным явлением или предметом, которые, накладываясь на текущую ситуацию, в подобных условиях вызывают чувство страха или неуверенности.

Вторая группа страхов (когнитивного происхождения) связана с различными вербальными запугиваниями со стороны окружающих. Например, запугивание детей тем, что их заберет злой дядька или милиционер, и т.д. Сюда относятся страхи, связанные с пребыванием в общественных местах: страх контакта, публичного присутствия.

Д. Вольпе изучал также страхи оценки со стороны окружающих. К ним он относил страхи критики и ошибки. Исследуя страхи проявления власти и управления, ученый утверждал, что они проявляются как страх попросить, потребовать или страх отказать либо самому получить отказ. Предложенная Д. Вольпе терапия социальных страхов базировалась на методе «систематической десенсибилизации», выстроенной на принципе контробусловливания.

Контробусловливание устраняет реакции стресса при столкновениях с неприятностями и трудными ситуациями. Результат выражается следующим образом: чем неприятнее, опаснее и «страшнее» развитие ситуации, тем большую релаксацию и спокойствие она вызывает.

Тренинг самоутверждения Джозефа Вольпе получил широкое распространение в США и послужил основой для многочисленных программ профилактики зависимого поведения, включающих в себя тренинги уверенности – ассертивности (assertiveness training). В программу такого тренинга входят приобретение навыка произносить уверенные обороты речи в любой ситуации, тренировка чувства уверенности в ролевых играх, тренировка навыка ассертивности в жизни через постоянное побуждение к уверенности. К тренингу ассертивности разработаны также многочисленные противопоказания и условия применения, которые обязательно корректируются в зависимости от целевой группы.

Академик И.С. Беритов в своей книге «Основные формы нервной и психонервной деятельности» (1947 г.) отмечал: «…Существующие разногласия между психологами, физиологами и бихевиористами обусловлены тем, что акты поведения характерно отличаются от рефлексов». Поэтому нельзя смешивать психические явления с поведением, так как оно оказывается при этом совершенно иным в сравнении с физиологией или психологией; у каждой из этих наук имеются собственные предметы, объекты и методы исследования.

Эдвард Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike), американский психолог и педагог, одним из первых среди психологов обратился к изучению эффекта, имеющего позитивный или негативный стимул и называемый так по реакции, вызванной предъявляемым стимулом. Ему принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике и алгебре, которые сегодня активно востребованы на поприще профилактического воздействия по предотвращению зависимого поведения. Для количественного определения уровня психического развития Э. Торндайк разработал систему ментометрических приемов (тестов) и внес ряд коррективов в модель научения, признавая, в частности, значение сенсорного контроля над процессом формирования навыков.

Работа «Принципы поведения» К. Халла (К. Hull, 1943 г.) заслуженно считается классическим трудом поведенческой теории в профилактике и терапии зависимости. К. Халл ставил перед собой задачу исследовать все виды поведения, индивидуальные и социальные, моральные и аморальные, нормальные и психопатические.

Он установил, что при повторении связки стимул – реакция возникает ассоциация реакции со стимулом. Это формирует привычки, совокупность которых составляет содержание личности взрослого человека. Терапевт лишь помогает пациенту разобраться, чему он обучился, и научиться новым, более здоровым и рациональным привычкам.

К. Халл и его последователи Н. Миллер (N. Miller) и Д. Доллард (J. Dollard) считаются основоположниками психотерапии, базирующейся на теории конфликта. Рассматривая конфликт с позиций бихевиоризма, они определили его как одновременное возбуждение двух конкурирующих направлений реагирования. Это проявлялось в виде конфликтов типа «приближение – приближение», «избегание – избегание» либо «избегание – приближение».

К теоретическим истокам научных представлений о профилактике зависимого поведения можно отнести теории классической психотерапии, или терапии, основанной на теории павловского кондиционирования. Также можно назвать «теорию оперантного кондиционирования» Берреса Фредерика Скиннера (Burrhus Frederic Skinner), «теорию когнитивно-поведенческой терапии», основанную на социально-когнитивной теории личности Альберта Бандуры (Albert Bandura), «теорию рационально-эмотивной терапии» Альберта Эллиса (Albert Ellis).

На основании изучения оперантной реакции Б.Ф. Скиннером была построена ключевая концепция теории оперантного кондиционирования (respondent conditioning – реакции на окружение), теория подкрепления, в которой ученый рассматривал личность как совокупность генетических, физиологических и поведенческих конструктов.

В профилактическую работу вошли положения теории этого автора о том, что максимальное влияние на человека оказывают положительные подкрепляющие (вторичные, условные) стимулы: материальное поощрение, одобрение, внимание. Эти стимулы, встраиваясь в конструкцию контроля над поведением, являются основой оперантного научения (подкрепленного условными стимулами).

Несмотря на критику и опровержения, данная теория активно используется для разработки профилактических программ предотвращения зависимого поведения. Основу таких программ составляют тренировка уверенности в себе, репетиция просоциального поведения и самоконтроля, необходимого для формирования адекватности и адаптации человека в обществе.

Фундаментальная социально-когнитивная теория личности, разработанная Альбертом Бандурой, также стала одной из значимых теоретических основ профилактического вмешательства в области зависимого поведения. Особенно ярко это отразилось в положении о том, что высшие психические процессы имеют способность предвидения, а следовательно, поведение может регулироваться предвиденными образами. Это дало основание для разработки современных профилактических вмешательств в области зависимого поведения.

А. Бандура считал, что основу поведения составляет моделирование деятельности через показ образа. Наблюдаемый человеком со стороны поведенческий образ способствует формированию у обучаемого модели символического представления собственного поведения. В свою очередь, научение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: вниманием, сохранением, моторно-репродуктивными и мотивационными процессами.

Внимание позволяет следить за поведением и определять его алгоритм. Сохранение напоминает о последовательности действий. Моторно-репродуктивные процессы вводят в память всю последовательность действий в формате модели, которая содержит закодированное в символы поведение, и позволяет активировать через код известный формат поведения в новой ситуации. Мотивационные процессы переводят от наблюдения к действию, именно в этом компоненте проявляется способность к предвидению своих действий, сформированная на условном подкреплении.

В социально-когнитивной теории описаны три основные регулирующие мотивационные системы – это системы, базирующиеся на внешних и косвенных результатах, а также результатах самопродуцирования.

Теория А. Бандуры объясняет, как люди ставят перед собой цели, которые приводят к нарушению внутреннего и внешнего равновесия. Посредством цели запускается механизм мотивации для действия, которое совместно с саморегулированием поведения порождает феномен самоэффективности. Собственно саморегулирование поведения объединяет в себе процесс самонаблюдения, оценочные процессы и процессы самореактивные (самоответ).

Теория самоэффективности основана на предпосылке, что лица, которые имеют чувство контроля над окружающей их средой, будут жить более активной жизнью, что позволит им самоопределиться.

По мнению Р. Шварцера (R. Schwarzer), предполагаемая самоэффективность тесно связана с широким кругом вопросов в области здоровьеохранительного поведения, влияющих на начало, ход и последствия психических и физических расстройств.

Например, воспринимаемая самоэффективность тесно связана с оценкой и управлением пережитого стресса, с возникновением симптомов депрессии и способствует решению проблем и стратегий, которые могут влиять на принятие решений в отношении использования сигарет, наркотиков, алкоголя. Чувство собственной эффективности повышается, когда люди учатся влиять на факторы риска и пережитого стресса в их жизни, устанавливая достижимые цели, привлекая социальную поддержку для обеспечения усилий по изменению поведения. Самоэффективность развивает возможности саморегулирования, необходимые для формирования самопод- держки нового поведения в течение длительного периода.

В своей теории А. Бандура приходит к заключению, что личная эффективность (самоэффективность) является наиболее важным показателем людей, стремящихся к действию.

Методы научения включают в себя: собственно научение, научения в действии, регулирующие побудительные системы (внешние мотиваторы поведения, мотиваторы опосредования, саморегуляции), самоэффективность и моделирование (через участие). Нередко они ставятся в программу мониторинга профилактических программ.

По мнению американских ученых К. Джеффри, В. Зейга, М. Мьюнион, среди специфических особенностей, присущих рационально-эмотивной психотерапии, взятых на вооружение профилактической теорией зависимого поведения, следует отметить методы исследования базисных философских представлений, порождающих в индивидах чувства и формы поведения, приводящие в результате к стратегиям поражения.

В то же время упомянутые методы, применяемые в рационально-эмотивной психотерапии, помогают людям выявить самые важные когнитивные, эмотивные и поведенческие аспекты тех нарушений, которые у них имеются, и показать им путь активного искоренения и изменения присущих им тенденций собственной «неуправляемости».

В результате индивиды, прошедшие подобный курс психотерапии, становятся более уравновешенными и менее подверженными воздействию дисбалансирующих факторов окружающего социума. Большое внимание в рационально-эмотивной психотерапии уделяется методам психообразовательной самопомощи, использующей брошюры, книги, аудио- и видеокассеты, диаграммы и другие наглядные пособия, которые применяются в профилактике зависимого поведения.

Таким образом, выявленные нами современные взгляды на факторы научения позволяют представить классификацию теорий профилактики аддикций в фундаментальных теоретических подходах. К достоинствам такого подхода можно отнести расширение представления о профилактическом вмешательстве как о сугубо медицинской проблеме, учитывающей исторические этапы становления научного знания о профилактическом вмешательстве.

Публикуется по: Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика