Профилактика алкоголизма и наркомании в семье

СемьяПрофилактика алкоголизма и наркомании в семье

Современные взгляды на профилактику алкоголизма, наркомании и других патологических зависимостей в семье весьма разнообразны. Если рассмотреть многочисленные источники литературы и информационные ресурсы этого направления, то прослеживается четкая грань между практико-ориентированными подходами и теоретическими взглядами.

Это связано с ярко выраженной индивидуальностью каждой семьи, что не всегда позволяет объединить их под одним признаком и, как следствие, мешает изучению и разработке теоретического материала. В то же время именно разнообразие типов семей дает благодатную почву для создания и применения практических подходов и апробации различных нюансов программ профилактики алкоголизма и наркомании для семьи. 

Наши исследования показали, что система профилактики алкоголизма и наркомании обязательно нацеливается на стратегии, связанные с предотвращением преимущественно химических зависимостей. При этом каждому из социальных институтов общества отводится своя ниша по реализации профилактических вмешательств в семье. Изначально семейный уровень профилактического вмешательства предполагает точечное приложение усилий – влияние «микросоциума» – семьи и ближайшего окружения, которые во многом способны повлиять на вероятность приобщения к наркотикам.

Каждый социальный институт в нашей стране выстраивает стратегические особенности профилактики алкоголизма и наркомании в семье:

  • система образования выступает в стратегиях первичной и частично вторичной профилактики, для этого в системе образования разрабатываются, например, тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлечение родителей в общественную работу в школе и другое;
  • система социальной защиты населения останавливается преимущественно на стратегиях вторичной и частично третичной профилактики; это отражено, например, в программах по работе с родителями и детьми группы риска, неблагополучными семьями и находящимися в трудной ситуации – программах, направленных на предотвращение алкоголизма и наркомании, на снижение вреда здоровью;
  • система здравоохранения делает упор на третичную профилактику с частичным охватом вторичной профилактики и практически дистанцируется от стратегий первичной профилактики, для этого осуществляются программы развития мотивации в семье на выздоровление от зависимого поведения одного из членов семьи, оказание семейной поддержки выздоравливающим.

Алкоголизм, наркомания и профилактическое пространство семьи

Профилактическая работа с каждой семьей выстраивается исходя из особенностей ее профилактического пространства, которое понимается как условия внутреннего и внешнего мира, позволяющие членам семьи воспроизводить ценности, осмысливать стремления, мотивации и потребности, свободные от зависимого поведения. Такой подход позволил выявить условия, которые создаются в области качества жизнедеятельности семьи и в первую очередь отражают ее функциональные и дисфункциональные состояния.

Отечественный ученый социолог А.И. Антонов пришел к выводу, что, с точки зрения экзистенциальной психологии, т.е. при анализе жизнеспособности экосистемы (в том числе и семьи), важно определить «единицу выживания». Если в семье есть члены, «борющиеся за выживание», то они разрушают свою среду существования (семейную целостность), тем самым разрушая самих себя.

К общим семейным факторам, приводящим к алкоголизму и наркомании ее членов, относятся:

– жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

– отцовская и материнская депрессии;

– наркомания, алкоголизм и другие зависимости у родителей;

– безработица;

– социальная изоляция;

– завышенные требования к ребенку;

– родительские истории о злоупотреблении алкоголем и других зависимостях;

– сильный стресс даже у одного из родителей или опекунов.

Ученые рассматривают более глубокую деструкцию, указывая на то, что сегодня основным фактором, приводящим к потреблению наркотиков у подростков, считается жестокое обращение с ними в семье. Этот фактор обусловлен такими причинами, как:

– наличие в истории жизни родителей физического насилия в семье;

– молодой возраст матери, незапланированная беременность или негативное отношение к беременности;

– неблагополучное состояние здоровья одного из родителей;

– родительская токсикомания;

– нарушения психики у матери;

– социальная изоляция хотя бы одного из родителей;

– низкий уровень образования матери;

– низкий социально-экономический статус;

– многочисленный состав семьи.

В свою очередь такие семейные факторы приводят к рискам сексуального и жестокого обращения с детьми:

– семья без родного отца или матери;

– наличие отчима или мачехи;

– плохие отношения между родителями;

– неразвитость детско-родительских отношений;

– молодой возраст матери;

– смерть одного из родителей.

Специалисты Австралийского института исследований семьи, проводившие изучение факторов воздействия незаконного потребления наркотиков в семье, утверждают, что в данном случае семья может играть позитивную роль в защите от незаконного употребления психоактивных веществ. Во многих случаях это обратная сторона факторов риска, которые указаны выше.

Вслед за изучением многообразия и сочетания факторов риска в появлении алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и сексуального насилия над детьми изучается и профилактическое пространство, условия (факторы) которого предотвращают появление аддиктивного поведения. В свою очередь, профилактическое пространство охватывает периоды, когда семья живет в состоянии функциональности, проявляет навыки гармонизации отношений внутренних и внешних.

В профилактическом пространстве лежат возможности мирного и своевременного разрешения не только конфликтных ситуаций между членами семьи, но и условия снижения нежелательного (взрывоопасного) напряжения.

Некоторые примеры, характеризующие семью, которая защищает своих членов от употребления психоактивных веществ, отмечены в работах австралийских ученых В. Локсли и других. Для этих семей всегда характерны:

– положительное отношение всех членов семьи друг к другу;

– родительская гармония (низкие показатели родительских конфликтов);

– позитивные отношения в семье (обеспечение социальной поддержки при формировании навыков), а также низкий уровень взаимных конфликтов родителей с подростками.

П. Митчелл с соавторами при описании программ раннего профилактического вмешательства с участием семей предлагает рассматривать принципы профилактической деятельности, которые, на наш взгляд, могут формировать впоследствии профилактическое пространство семьи. Предложенную этими авторами информацию можно рассматривать через призму четырех подходов к формированию профилактического пространства семьи: экологического, эволюционного, расширения прав и возможностей, основополагающего влияния значимых лиц.

Рассмотрим их более подробно через призму профилактического пространства.

Экологический подход специалисты США Т.Дж. Дишен (T.J. Dishion) и Д.В. Андревс (D.W. Andrews) рассматривают в виде условий формирования здоровьесберегающего поведения у детей и молодых людей как внутри семьи, так и вне ее. Считается, чтобы изменить отношения, знания, навыки и поведение детей и молодежи, необходимо объединить их со сверстниками, изолировать от своей семьи и школы и проводить с ними соответствующие программные мероприятия. На самом же деле именно оторванность от семьи может привести к более широкому использованию алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

Не только генетические и биологические факторы являются причинами формирования здоровья и благополучия, они – результат взаимодействия генетики, биологии, жизненного опыта, условий социальной и окружающей среды молодого человека. По мнению исследователей Б. Цукерман (В. Zuckerman), Р. Ках (Kahn R.), центральное место в жизни молодого человека занимает семья, затем школа и сверстники.

Профилактическое пространство семьи отражает важные социальные факторы, в которые погружена семья, ее культурные ценности в разных видах искусства, средствах массовой информации, отношение семьи к политической и общественной жизни. Субкультура, в которую внедрена семья, не может быть оторвана от социальных рисков, качества района проживания, легкости и доступности приобретения вредных веществ.

Эволюционный подход к формированию профилактического пространства семьи рассматривается учеными через призму психолого-социального развития детей и других членов семьи. Развитие ребенка связано с нарастающими у него внутренними процессами познания мира и самосознания, это требует помощи и заботы со стороны взрослых.

В то же время родители и другие взрослые в семье в своем развитии связаны с процессами карьеры и благополучия, независимости и самодостаточности. Престарелые члены семьи – бабушки и дедушки также стремятся к независимости, самодостаточности, они вовлечены в процессы сохранения здоровья и нуждаются в заботе и поддержке более сильных членов семьи.

При рассмотрении профилактического пространства с точки зрения эволюционного подхода особую роль приобретают условия формирования благоприятной семейной обстановки при каждом новом шаге в развитии ее членов. Такая траектория семейной жизни направлена по проблемному пути: чем больше энергии требуется для изменения курса развития, тем труднее осуществить это развитие.

Здесь важны стимулы к раннему решению проблем, которые закладывают фундамент уменьшения рисков для семьи. В этом подходе также отмечается, что защиту от потребления вредных веществ необходимо выстраивать в строгом соответствии с потенциалом развития семьи и уровнем развития каждого ее члена.

Подход по расширению прав и возможностей при формировании профилактического пространства семьи от химической зависимости был разработан учеными Калифорнийского университета. Они изучали проблему становления личной автономности и самоэффективности молодого человека в семье. Эти процессы связаны с борьбой и разочарованием, недовольством и оппозиционным поведением ребенка и других членов семьи.

Профилактическое пространство при таком подходе объединяет условия принятия и оказания взаимопомощи, поддержки, заботы о близких людях. Важным фактором выступают возможность критического отношения к себе и своим поступкам, наблюдательность в отношении других членов семьи.

Здесь играют роль и отношения на работе, и признание потребностей внутри семьи и вне ее. Профилактическое пространство распространяется на признание роли родителей, прав и обязанностей детей и других членов семьи, создание условий поощрения и наказания в семье, обучение самостоятельности и саморефлексии подрастающего поколения.

Защита от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выстраивается в семье на потребности решать проблемы, на способности принимать решения, на поиске компромисса и умении налаживать теплые и дружеские отношения в семье и добрососедские отношения за ее пределами. Главное в построении профилактического пространства – желание родителей приложить все усилия к воспитанию самостоятельного доброго сына или дочери, способных своевременно решать свои проблемы и оказывать помощь родителям и другим членам семьи.

Профилактический подход в области предотвращения аддиктивного поведения, выстроенный на основополагающем влиянии значимых лиц, был разработан британским психологом и психоаналитиком Эдвардом Джоном Мостином, известным как Джон Боулби (Edward John Mostyn «John» Bowlby). Он отмечал, что в младенчестве самовыживание зависит от физического и эмоционального воспитания, а это позже влияет на взаимоотношения и психическое здоровье ребенка.

Результатами своих исследований ученый показал, что на протяжении детских лет особую роль играют отношения ребенка со значимым взрослым. В своей теории привязанности Дж. Боулби раскрыл общие детерминанты в таких отношениях, влияние их в последующем на отношение к здоровью и специфическое поведение, проявляющееся в отношении к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам.

При рассмотрении профилактического пространства, противостоящего аддиктивному поведению, с позиции теории привязанности, можно говорить, что пространство профилактики интегрирует условия привязанности между молодыми людьми, значимыми родителями и другими лицами, находящимися в школе, в группах сверстников. Особую роль такие отношения оказывают на формирование социальных ценностей и навыков, способствующих противостоянию социальному давлению и вовлечению в принятие алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Здесь важны позитивные отношения между родителями и детьми, создающие буфер социальной защищенности подростков в период их взросления и снижения рисков при вхождении во взрослую жизнь.

Разработан также системный интегральный подход, который основан на так называемой метасистеме семьи – устойчивом развитии семьи. Этот подход основан на том, что закономерно возникающие нормативные кризисы семьи требуют формирования ее сплоченности, единения, что ведет к более тесным и доверительным отношениям между ее членами.

В свою очередь, чрезмерное сближение ведет к повышению напряжения у каждого члена семьи и готовит почву для новых конфликтов, нарушает внешнюю и внутреннюю безопасность семьи. Поиск равнодействующих сил и выработка умения жить и действовать в состоянии динамического равновесия при любых условиях позволяют не только воспроизводить затраченные нематериальные ресурсы, но и выступать с позиции сохранения индивидуальности каждого члена семьи, сберегать и передавать ее культурные ценности.

В антикризисном профилактическом пространстве для противостояния факторам алкоголизма и наркомании семья выстраивает условия самоидентификации, взаимоподдержки и взаимовыручки между своими членами, осваивает навыки альтруизма и сопереживания, формирует нравственное, ценностное (человеческое) отношение к миру.

Умение снизить возникающее напряжение, вовремя понять и принять наступление кризиса лежит и в плоскости профилактического пространства. Высокая амплитуда внутрисемейных напряжений и кризисов, умение управлять ими создают необходимые условия для формирования и поддержания устойчивого развития личности каждого члена семьи, что, в свою очередь, способствует ее развитию. Иными словами, устойчивое развитие личности родителей и других старших членов семьи (бабушек, дедушек, тетей и дядей) в своей совокупности формирует устойчивое развитие личности детей и создает траекторию динамического совершенствования семьи в целом.

Метафункциональная система формирует личностный потенциал, позволяющий человеку реагировать на внутренние и внешние факторы. Она обеспечивает воспроизводство личностных ресурсов. Эта система отвечает за стабильность психических процессов и их интеграцию и выстраивает соотношение между субъективными и объективными параметрами времени во внешней и внутренней картине мира.

В процессе совместной жизни и деятельности подобные системы всех членов семьи интегрируются в единый конструкт, который определяется как устойчивое развитие семьи. Эта метасистема функционирует также на синергетических принципах, при этом она более многогранна, с большим потенциалом воздействия, чем у одного человека, так как включает в себя особенности устойчивости каждого из членов семьи.

Именно эта метасистема создает каркас для сплоченности и реагирования всей семьи на сложности, трудности и кризисы, определяет условия формирования ее безопасности и эффективности взаимодействия ее членов, уровень и качество ценностного потенциала. Функционирование такой системы формирует профилактическое пространство семьи и проявляется через факторы семьи в защите от зависимого поведения. Это подтверждают многочисленные исследования.

Как результат действия метасистемы устойчивость семьи проявляется в том, что у каждого из ее членов при соответствующем возрасту интеллекте проявляется высокая самооценка, формируются навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки и т.п.

Ученые также раскрыли внутренние и внешние условия, оказывающие поддержку метасистеме семьи и каждого ее члена:

внутренняя поддержка устойчивости достигается посредством адекватного воспитания детей, сохранения теплых, близких отношений между членами семьи;

внешняя поддержка устойчивости семьи осуществляется посредством адекватной обеспеченности жильем, средним и высоким уровнем дохода в семье, высоким качеством медицинской помощи, низким уровнем преступности в регионе, доступностью служб социальной помощи.

Профилактическое пространство семьи, развернутое метасистемой, охватывает весь спектр ее жизни от беременности до периода ухода за престарелыми членами семьи, отвечает за проявление норм жизни и деятельности семьи и определяет уровень духовно-нравственного ее потенциала. На сопровождение и реабилитацию такой системы направлены современные профилактические программы для семей молодых, зрелых и пожилых людей.

Дети и молодые люди хорошо реагируют на здоровый образ жизни семьи. Но иногда стресс, злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами, иные внезапные трудности и тяжелые потери не только задерживают их развитие, но и могут оказать разрушительное воздействие. Профилактическое пространство, отвечающее за динамическую устойчивость семьи, выстраивается с целью помочь семьям преодолеть трудные ситуации, в которых дети подвергаются риску жестокого обращения или пренебрежения. Профилактическое пространство создает условия для предотвращения передачи детей на воспитание третьим лицам, укрепляет силы отдельных членов семьи, тем самым способствует сплочению семьи в единое целое.

Такое профилактическое пространство семьи, предотвращающее зависимое поведение, должно окружать период беременности, воспитание детей и их усыновление, когда особенно важны забота, любовь, теплые и дружеские отношения. Для взрослых и пожилых людей должны формироваться условия, способствующие стремлению к независимости, личному и семейному благополучию, и при этом им следует быть адекватными к проведению целенаправленной деятельности.

Таким образом, предлагается системный интегральный подход в рассмотрении профилактического пространства семьи, который не только объединяет охарактеризованные выше подходы, но и выстраивает ведущие направления на каждом уровне жизнедеятельности семьи. Понимание системы устойчивого развития семьи будет способствовать разработке эффективного системного профилактического вмешательства в предотвращение алкоголизма и наркомании.

Алкоголизм, наркомания и семейное профилактическое вмешательство

Семейное профилактическое вмешательство можно представить в виде факторов, имеющих влияние внутри семьи и организованных самими членами семьи. Это своего рода профилактическая интервенция, которая может быть организована извне и направлена на семью в целом или опосредованно при работе с детьми и подростками, с родителями в рамках профилактической работы, проводимой на рабочих местах.

В настоящее время имеются подтверждения того, что профилактические мероприятия, вовлекающие семью в противодействие зависимости, наиболее эффективны, если они учитывают особенности развития каждого из ее членов. Профилактические меры, которые нацелены только на одно развитие семейных отношений, имеют более низкие результаты эффективности.

Противодействие алкоголизму и наркомании в семье можно классифицировать аналогично тем, что применяются для индивидуальной и массовой профилактики, представленной в работах исследователей под руководством П. Митчелла. Их можно определять как первичные, вторичные, третичные, так и как универсальные, селективные, индикативные. Профилактические семейные вмешательства подразделяются по следующим категориям:

– звенья профилактического вмешательства (цели воздействия, методы диагностики, практика, результаты воздействия);

– состав целевой группы (индивидуально, семья, малая и большая группы, группы населения, население в целом и т.д.);

– возраст целевой группы (дошкольники, младшие школьники, подростки, юноши, девушки, взрослые, престарелые и т.д.).

Профилактические вмешательства с учетом целевой группы взрослых членов семьи классифицируются по таким параметрам :

– работоспособность (работоспособные, пенсионеры, работающие пенсионеры и т.д.);

– социальная роль (родители, родственники, приемные родители, опекуны и т.д.);

– социальный статус (бедные, средний класс, богатые, рабочий класс, крестьянство и др.);

– профессиональная принадлежность (учителя, специалисты и т.д.).

П. Митчелл с соавторами считает, что профилактические вмешательства, вовлекающие семью в профилактическую деятельность, выстроены с учетом возраста детско- молодежной аудитории; профилактические вмешательства будут разными в зависимости от того, дети какого возраста есть в семье: раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового.

Таким образом, можно сделать вывод, что профилактическое пространство семьи отличается от индивидуального или группового воздействия с целью предотвращения зависимого поведения. Оно значительно превышает потенциал профилактического воздействия на членов семьи по сравнению с индивидуальной и групповой работой как в первичной, вторичной и третичной, так и в универсальной, селективной и индикативной формах профилактики.

Публикуется по: Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход.

Похожие записи

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика