Психогигиена в России, век XX

ПсихогигиенаПсихогигиена в России, век XX

Немаловажную роль в развитии психогигиены в России сыграло возникновение к концу XIX в. психологии как науки . Введение в психологию эксперимента создало возможность ее превращения в самостоятельную научную область. Дальнейшее развитие психиатрии и психогигиены стало немыслимо вне экспериментальной психологии.

В России превращение психологии в экспериментальную науку в большой мере связано с работами И.М. Сеченова. Внедрению идей И.М. Сеченова в клиническую практику способствовали первые русские экспериментальнопсихологические лаборатории, возникшие в конце XIX – начале XX вв. на базе психиатрических клиник и учебных заведений.

Первая лаборатория, открытие которой стало своеобразной точкой отсчета в истории отечественной экспериментальной психологии и ознаменовало переход к экспериментальным принципам, была организована в 1885 г. в Казани В.М. Бехтеревым. 

Экспериментальные исследования, проведенные в казанской лаборатории, показали продуктивность объективного подхода в изучении психических явлений в норме и при патологии и подтвердили важность экспериментально-психологических исследований для решения практических клинических задач. Методологической основой научной школы В.М. Бехтерева был целостный взгляд на человека и его психическую деятельность.

С именем В.М. Бехтерева связано возникновение и развитие ряда психологических дисциплин, в том числе и психогигиены. Влияние экспериментального подхода в психологии на разработку проблем психогигиены заключалось в том, что он дал возможность дифференцировать психические явления в норме и при патологии и проверять и сопоставлять результаты исследований психического здоровья на больших массивах испытуемых.

П.А. Ященков в «Гигиене души и тела» (1887) писал, что «счастливо можно жить только при крепком или вообще здоровом организме и спокойствии духа. Если человек вполне здоров и спокоен, то и жизнь ему только улыбается, потому что он сам весело смотрит на нее. Для болезненного и неспокойного организма жизнь – не радость, а скорее мучение.

Чтобы быть здоровым, следует, по возможности, вести во всех отношениях (в физическом и нравственном) правильный род жизни. Надо быть экономным относительно своих сил: пуская их в ход, не разбрасывать их бесполезно.

Силы даны человеку в ограниченном количестве. Следует работать сообразно силам, отдыхать и развлекаться. К правильному роду жизни легче всего приучить в детстве. Некоторые полагают, что правильный род жизни, будто бы, не дает возможности надлежащим образом пользоваться жизнью, следовательно, быть счастливым. Но это мнение вполне ошибочно.

Известно, что при неправильном роде жизни, как в нравственном, так и в физическом отношении, невозможно быть здоровыми и спокойным; а нездоровый и неспокойный не может быть счастливым. Организм человека страдает как от чрезмерной умственной и физической деятельности, так и от недостаточной». Он отмечал, что при употреблении спиртных напитков постепенно развивается расстройство нервов; сравнивал чрезмерные умственные и физические занятия с излишним употреблением пищи.

В книге «Здоровье и счастье» (1895) Н.Л. Зеланд изложил свою точку зрения на проблемы здоровья, в том числе душевного, и его влияние на переживания человеком состояния счастья, проблему счастья в целом, его распределение по возрастам, страдания в человеческой жизни. Он подробно рассматривал различные темпераменты, выделяя среди них меланхолический, нервный, холерический, средний, спокойный и светлый; анализировал влияние физического и умственного переутомления, чувственных удовольствий (злоупотребление чаем, кофе, сахаром, роскошной и обильной едой, курение табака) и впечатлений в развитии здоровья, темпераментов. В этом же контексте им оценивалось влияние физической «недеятельности», нравственной и умственной праздности.

В специальном разделе книги «О санитарном быте современного человека и о мерах к улучшению его» он обращается к проблеме упадка физического и духовного здоровья, обсуждает его причины, рассуждает о недостатках гигиенической науки, о нравственных пороках, об условиях достижения счастья (совершенствование «породы», совершенствование организации человека), о практических мерах и факторах оздоровления общества (воздух, свет, купание, физические движения, вегетарианство, посты, половое воздержание, труд, воспитание детей и юношества, отношение к старости).

А.Ф. Эриницкий причины душевных болезней видел в вырождении, в наследственности, в алкоголизме, в возрастных изменениях.

Н.Я. Пясковский в речи «О гигиене характера» (1895 г.), произнесенной на годичном заседании Общества курских врачей, говорил: «Помимо гигиены тела, существует еще и гигиена духа человека. И подобно тому, как для здорового состояния тела требуется прежде всего чистая атмосфера, чистое и светлое жилище, чистая и питательная пища, так для здоровья души человека требуется чистота той нравственной атмосферы, которою и дышит душа; требуется чистота обстановки, чистота и питательность духовной пищи, без которых душа умирает. Эта чистота создается окружающими нас людьми и их характером».

«Болезни в большинстве случаев представляют собой не случайные явления, а оказываются прямым последствием нерациональных, антигигиенических условий, создаваемых человеком. Человек нарушает требования разумной гигиены, нарушает требования нравственности. Болезненность может служить отличным мерилом того, насколько гигиеничны и целесообразны условия жизни того или иного народа, той или иной эпохи», – писала М.М. Манасеина в книге «О ненормальности мозговой жизни современного культурного человека» (1886).

Опираясь на факты, она приходит к выводу, что в современном обществе увеличивается нервозность, а это, в свою очередь, повышает спрос на искусственно возбуждающие средства – кофе, чай, спиртные напитки, табак; увеличивается потребность в развлечениях, сильных ощущениях, постоянных переменах. Факты приводят нас к выводу о прогрессивном увеличении так называемой нервозности в современном обществе.

Одним из предохранительных средств М.М. Манасеина считала самообладание: «Многие психиатры признают самообладание лучшим предохранительным средством против развития даже сумасшествия». Далее она пишет, что XIX в. должен быть признан читающим веком, но указывает на вредное воздействие чтения при определенных условиях.

По ее мнению, «1) беспрерывное чтение, не сопровождаемое критикой, самостоятельной переработкой всего прочитанного, отучает людей мало-помалу от самостоятельного мышления; 2) беспрерывное, постоянное чтение приучает центральную нервную систему людей к быстрой смене сильных ощущений и тем делает их непригодными для жизненной борьбы, для стойкого исполнения долга».

В книге приводится также обзор зарубежной литературы по школьному переутомлению и рассматривается вопрос о мозговых переутомлениях: «…в жизни современного культурного общества существует целый ряд вредных условий, могущих подрывать здоровье и расстраивать поступательный ход развития и совершенствования человечества. Скучивание жителей в больших городских центрах ведет к развитию малокровия; сильная конкуренция, сильная потребность роскоши лишает людей необходимого им покоя и отдохновения и тем самым расстраивает общее питание их организма; само чтение, самые школы, при неумелом обращении с ними, становятся могучими вредными моментами, которые ведут к нарушению правильной мозговой работы, ведут к мозговому переутомлению и преждевременному увяданию».

Психогигиена и И.Р. Тарханов

И.Р. Тарханов в 1906 г. выпустил книгу «Нервный век», в которой дал характеристику своего времени: «И в самом деле, каждый из нас не мог не заметить того, что люди наших дней и мы сам и в том числе отличаемся резко выраженной повышенной раздражительностью, неровностью характера, нестойкостью настроения и резкими переходами его от возвышенного состояния к подавленному; что мы отличаемся легкой уставаемостью, как физической, так и умственной, нестойкостью воли, и вследствие этого, не можем похвалиться людьми, упорно преследующими поставленные себе цели, а напротив того – легко поддаемся течению окружающих нас условий жизни. Все это, конечно, является прямым последствием слабости и истощения нервной системы, и недаром люди наших дней так охотно прибегают к искусственным возбудителям мозга – к алкоголю, кофеину, теину, табаку и т. д., а также ищут сильных впечатлений в тех или других зрелищах и даже оргиях или в чтении разнообразных сенсационных романов. Все это на время взвинчивает нервную систему современного человека, вызывает временно усиленный наплыв нервной энергии, нервных сил, который, к сожалению, заменяется затем чрезмерным упадком их с одновременно более резким расстройством нервной функции. Замечательно, что такая болезненная нервность охватывает не только взрослые слои населения современного общества, но и многих детей и юношей. Все это дает полное право называть переживаемый нами век – веком нервным, веком нарастания числа нервных и душевных больных, неврастеников, истеричных и различных других психопатий».

И.Р. Тарханов обосновал важность мер по предупреждению нервных и душевных болезней: «Ныне уже стало аксиомой, что никакие другие расстройства или болезни не передаются потомству с такой стойкостью и неумолимым постоянством, как болезни центральной нервной системы, и потому каждый нервный век влечет за собой другой век, с поколениями, уже по природе своей предрасположенными к нервным заболеваниям, и, пусть условия жизни и труда останутся неизменными, мы имеем все шансы увидеть следующий век еще более нервным и болезненным. К тому же известно, что борьба с приобретенными во время личной жизни болезнями, в том числе и нервными, несравненно легче, чем с болезнями наследственными, а потому поколения нервнобольных в силу закона наследственности находятся в неизмеримо худших условиях исцеления, чем те, которые сами развили в себе те или другие нервные страдания. Вот почему предупреждение развития нервных расстройств какой-либо формы, а равно и энергичная борьба с ними является обязательной не только на пользу живущих поколений, но и грядущих в особенности».

Причины развития нервных расстройств И.Р. Тарханов видел, во-первых, в переходе к городской жизни, скученность которой приводит к загрязнению почвы, воды, воздуха, антигигиеническим условиям; во-вторых, в сильной конкуренции во всех отраслях знания, искусства, промышленности, напряженной борьбе за существование, обусловливающей «торопливость и поспешность жизни»; в-третьих, в том, что «пар и электричество, эти два могущественных деятеля современной цивилизации, сообщили со своей стороны жизни всех стран известную поспешность, суетливость»; в-четвертых, в лихорадочной погоне за богатством, комфортом, за положением в обществе: «эта работа без отдыха и сна, с беспредельной погоней за наслаждениями и сильными впечатлениями, требующая постоянного напряжения всех сил и способностей, неминуемо должна истощить в конце концов даже самую крепкую нервную систему»; в-пятых, в реальной угрозе потери имущества, кризисах экономических и политических.

Он делает вывод, что «весь склад жизни современного культурного человека чуть ли не с колыбели и до конца его дней благоприятствует лишь переутомлению, истощению нервной системы и развитию на этой почве всевозможных нервных, психопатических и душевных болезней». Опираясь на химическую теорию усталости как самоотравления организма продуктами тканевого распада, И.Р. Тарханов обосновал целебный смысл отдыха, в том числе сна, состоящий в том, что в это время происходит очистка организма от вредных продуктов «прижизненного распада». Организм самоочищается путем тканевого дыхания, выделения из тела вредных веществ через почки, легкие, кожу, кровь.

Вслед за М.М. Манасеиной он указал и на роль школы в истощении: «Основы истощения кладутся уже в раннем детстве; тут, конечно, виноваты и неблагоприятные условия семейной жизни и воспитания, но более всего чрезмерное обременение школьными работами и нецелесообразные методы школьного преподавания и школьного режима, держащего учащихся в постоянном страхе и напряжении перед грядущими им наказаниями. Итак, школа в том виде, в каком она существует теперь, содействует со своей стороны развитию нестойкости и истощению нервной системы; она ведет к мозговому переутомлению».

Психогигиена и И.И. Мечников

И.И. Мечников в «Этюдах о природе человека», изданных в 1903 г. в России, и «Этюдах оптимизма», изданных в России в 1907 г., попытался дать ответ на вопрос, каково истинное назначение человеческой жизни, и рассмотрел многие вопросы человеческой жизни в философском, биологическом и психогигиеническом планах. Он выдвинул и обосновал понятие ортобиоза, или «развития человека с целью достичь долгой деятельной и бодрой старости, приводящей в конце концов к развитию чувства насыщения жизнью».

Основу «правильной жизни» он видел в системе как личной жизни человека, так и общественной, цель которой – создать условия для нормального физиологического цикла человеческой жизни, с безболезненной, активной, деятельной старостью и с естественным завершением жизни на основе утраты жизненного инстинкта и примирения с мыслью о смерти. По мнению И.И. Мечникова, человеческая жизнь должна заканчиваться угасанием чувства жизни и естественной, безболезненной, не противоречащей человеческому желанию смертью.

Наука должна помочь человеку преодолеть несовершенства его природы. Она призвана определить условия, соблюдение которых позволит человеку жить долго и умирать безболезненно. И.И. Мечников сформулировал условия достижения ортобиоза: 1) соблюдение личной гигиены; 2) рациональный образ жизни; 3) меры, стимулирующие жизненные функции. Эти условия он считал основными, но видел необходимость дальнейшей научной разработки проблем ортобиоза.

Особое внимание И.И. Мечников уделял вопросам гигиены питания, в частности предупреждению кишечной аутоинтоксикации путем изменения флоры толстого кишечника. Касаясь рационального образа жизни, он подчеркивал необходимость «трудолюбивой, здоровой, умеренной жизни, чуждой всякой роскоши и излишества». Оптимизм И.И. Мечникова подкрепляли успехи медицины и биологии.

В то же время он считал, что ортобиоз невозможен в современном ему обществе, при эксплуатации человека, в условиях войн, недоедания, голода, антисанитарии, не позволяющей ликвидировать инфекционные болезни. И.И. Мечников верил в могущество разума и науки и отвергал религиозные и мистические представления.

Он ратовал за улучшение нравов, рост культурного уровня всего населения, реорганизацию системы воспитания и образования, устранение социальных противоречий, «крайности богатства и бедности, от которых в жизни проистекает так много страданий». И.И. Мечников уделял определенное внимание и психологическому состоянию.

Психогигиена и Ф.Е. Рыбаков

Ф.Е. Рыбаков (1905, 1906, 1914) рассматривал вопрос о границах психического здоровья, о влиянии культуры и цивилизации на душевные заболевания, о связи душевных расстройств и политических событий (на примере революции 1905 г.). Он выделял проявления психических расстройств, которые встречаются и в норме, но отличаются от нормальных по степени, стойкости и продолжительности, т. е. по количественным, а не по качественным критериям.

Ф.Е. Рыбаков считал необходимым обращать внимание на соматические признаки дегенерации или вырождения, так как они нередко сопутствуют психическим расстройствам. Психические и соматические проявления, по его мнению, являются при душевных болезнях первостепенными.

К второстепенным он относил нарушения способности к самостоятельным поступкам, работоспособности, возможности управлять своей волей и поступками: «Если мы не властны сбросить с себя двух важных врагов психического здоровья – наследственные клейма и врожденную неспособность управлять своими поступками, то до известной степени мы властны сбросить с себя самого существенного врага – бездеятельность. Работоспособность или, вернее, деятельность – вот главный залог психического оздоровления личности. Непрерывный посильный труд – вот величайший талисман счастья, психического здоровья и умственной силы». Причинами увеличения числа душевнобольных ученый считал побочные результаты развития цивилизации: скученность населения в больших городах, погоню за богатством и роскошью; переутомление непосильной работой; злоупотребление алкоголем; пауперизм; сифилис. «Вот эти побочные стороны часто и служат главным источником тех гибельных влияний на психическое здоровье населения, которые приписывают самой цивилизации».

В докладе Московскому обществу невропатологов и психиатров в 1906 г. Ф.Е. Рыбаков рассмотрел 13 случаев душевных расстройств, связанных с политическими событиями, отметив, что пассивные участники политических событий заболевали чаще, чем активные. По его мнению, «пассивные элементы общества, равнодушные к борьбе и даже тяготящиеся ею, сильнее чувствуют на себе гнет происходящих событий, и потому психическая рана является для них более чувствительной».

Психогигиена и охрана психического здоровья

О формировании в отечественной науке традиций в области охраны психического здоровья свидетельствует организованная на 3-м Съезде отечественных психиатров, проходившем в Петербурге с 27 декабря 1909 г. по 5 января 1910 г., выставка «Охранение душевного здоровья».

В 1910 г. Комитет по устройству этой выставки в журнале «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» писал: «Выставка охранения душевного здоровья, устроенная в помещениях Психоневрологического института, по справедливости может считаться первой в этом роде по полноте, при этом не только в России, но и во всей Европе. Количество посетителей возрастало с каждым днем. По настоятельному требованию посетителей ее пришлось продлить на три дня. По мнению Комитета, должно быть с особым удовлетворением отмечено нарастающее за последние годы и ярко обнаружившееся на выставке пробуждение в обществе интереса к ознакомлению с патологическими проявлениями душевной и нервной деятельности человеческого организма и к возможному обереганию его здоровья в этом отношении. Идя навстречу этой потребности и тем самым имея в виду содействие популяризации здравых понятий по психиатрии и невропатологии, Комитет в ближайшем же будущем предполагает приступить к устройству в С.-Петербурге постоянной выставки-музея».

Г.И. Россолимо, наряду с исследованиями в области нервных болезней и созданием метода «психологического профиля», разрабатывал и вопросы психогигиены. Например, он проводил психологическое обследование авиаторов в Военной академии воздушного флота и работников транспорта в связи с испытываемыми ими профессиональными вредностями; разработал способы массового экспериментально-психологического исследования различных групп населения в целях профессионального отбора, а также методы массового обследования детей, поступающих в школу, с целью отбора отстающих в развитии детей для обучения во вспомогательных школах.

В 1911 г. Г.И. Россолимо создал Институт детской неврологии и психологии. Его метод «психологического профиля» широко применяли при профессиональном отборе.

В области «охраны психического здоровья» сложилась традиция общественно-профилактической направленности, характерная для отечественной медицины и психогигиены. Она реализовалась в создании на земских началах так называемой участковой врачебно-санитарной организации, сельского врачебного участка, который стал предтечей диспансеров, в том числе и психоневрологических, развитии медицинской статистики и проведении массовых обследований населения.

Общественная (земская) медицина в России

О распространенности общественной медицины в России и уровне социально-гигиенических интересов российского общества свидетельствует «Библиографический указатель по общественной медицинской литературе за 1890-1905 гг.», составленный Д.Н. Жбанковым, который включал 12 315 статей 2000 авторов.

В докладе подкомиссии по вопросам введения преподавания общественной медицины на медицинских факультетах в составе И.А. Дмитриева, Д.П. Никольского, М.С. Уварова на XI Всероссийском съезде врачей в память Н.И. Пирогова в 1910 г. (Пироговском съезде) дано следующее определение общественной медицины: «Общественная медицина изучает законы распределения болезненных форм по группам населения и отыскивает причины этого распределения. Она изучает обращаемость различных групп населения к медицинской помощи в зависимости от различных факторов. На основании этих сведений она указывает, как должна быть организована лечебная помощь населению, какие меры должны быть приняты для предотвращения заболеваний, какие институты должны быть для этого осуществлены; при этом она стремится охватить все специальные условия (земская, городская, военная, фабричная, железнодорожная медицина, организация лечения и санитарного дела для скопления народных масс, на промыслах, для передвигающихся по территории масс, школ)». На этом съезде прозвучали доклады врачей А.И. Шинкарева «О преподавании общественной медицины в высших медицинских учебных заведениях» и В.Е. Капеля «О необходимости учреждения кафедры социальной медицины».

В.Е. Капель говорил о связи между условиями общественной (социальной) жизни и вопросами здравоохранения; о том, что изучение социальных условий с точки зрения их влияния на общественное здоровье необходимо для оздоровительных работ.

Наиболее авторитетным органом общественной медицины становится издающийся с 1895 г. под редакцией К.И. Шидловского «Журнал Правления Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова». Сначала он назывался «Журнал Пироговского общества», затем, в 1909-1910 гг., – «Пироговский сборник и справочник», а в 1911-1918 гг. – «Общественный врач».

Так как большинству врачей приходилось работать в общественных организациях, а с развитием общественной жизни их роль в лечебной и санитарной помощи населению неуклонно возрастала, то знакомство с общественной медициной как особой дисциплиной требовалось каждому врачу, и общественная медицина должна была быть признана одним из основных предметов преподавания на медицинских факультетах.

Главным направлением деятельности общественной медицины являлось изучение условий жизни отдельных групп населения в зависимости от их социального положения и влияния этих условий на характер заболеваемости, иначе говоря, связь социального положения и заболеваемости. Предмет общественной медицины был близок по содержанию к предмету прежней медицинской полиции.

В постановлении XI Пироговского съезда признавалось, что общественная медицина шире социальной медицины и профессиональной гигиены. Преподавание вопросов общественной медицины в высших учебных медицинских заведениях в тот период включало: 1) фабричную гигиену, изучавшую влияние вредных факторов производства на здоровье и его предупреждение (предохранение от пыли, регистрация травм на производстве, контроль за продолжительностью рабочего дня, страхование, учет профессиональных болезней); 2) проблемы передвижения масс (промыслы, переселения); 3) школьную гигиену (устройство класса, мебели, гигиену учебных занятий, «школьные» болезни); 4) санитарные законодательства европейских государств и России; 5) организацию врачебной помощи населению (земская и городская медицина, амбулатории, губернские и городские бюро); 6) гигиену городов (водопровод, канализация, надзор за продажей пищевых продуктов, жилища, артельные квартиры, ночлежные дома); 7) военную и морскую медицину (казармы, лагеря, суды, войсковые болезни, новобранцы).

C. Лебедев (1902), формулируя задачи врачебного участка, видел роль врача не только в лечении, но и в предупреждении болезней и повышении работоспособности населения путем устранения причин, отрицательно влияющих на уровень общественного здоровья, а также в просвещении и улучшении его экономического благосостояния: «Участковый врач должен быть не чиновником или наемником, а сознательным и преданным участником в общественной работе».

На социально-профилактическое направление – прообраз диспансерной медицины – и его связь с системой общественной медицины указывал на примере организации борьбы с туберкулезом З.П. Соловьев: «…земство имеет за собой многолетнюю деятельность по оздоровлению населения и в частности по борьбе с разного рода инфекционными болезнями. И хотя дело борьбы с туберкулезом является для земства новым, но основные начала строения этой нарождающейся отрасли земской медицины не представляют для нее чего-либо чуждого, будучи в значительной мере логическим развитием и применением к частному случаю сложившихся уже основ земской врачебно-санитарной деятельности и организующих ее идей. Обслуживая своих больных, земская, врачебная амбулатория всегда стремилась создать около себя и в жесткой связи с собой такую организацию местных общественных сил, которая оказывала бы ей помощь в осуществлении санитарных и лечебных мероприятий. Таким образом, возникло своеобразное учреждение участковых санитарных попечительств и санитарно-благотворительных обществ».

Итак, бесплатная компетентная врачебная помощь всему населению и в широком смысле оздоровление условий жизни и работы этого населения как цель; коллегиальность, гласность, деятельность, подлежащая свободному обсуждению, доступная общественному воздействию и контролю как средство к достижению этой цели – таковы непоколебимые устои, выработанные жизнью и отвечающие интересам народа.

Центральное место во всей этой системе общественной медицины принадлежит общедоступной и по возможности равномерно доступной врачебной помощи всему населению путем децентрализации врачебной помощи, развития сети участковых лечебниц, так как именно врачебный участок (участковая лечебница), представляет собой исходный пункт всей системы, ту основную ячейку врачебно-санитарной организации, откуда все идет и куда все должно направляться».

В развитии общественной медицины важную роль играла статистика – учет всех видов общественной, врачебной и санитарной деятельности, исследование влияния социальных условий и общественно-санитарных мер на здоровье разных групп населения (социальных, профессиональных, возрастных, территориальных). В 1912 г. П.И. Куркин предложил «схему построения земской санитарной статистики», которая, в том числе, включала исследование состояния самой врачебно-санитарной организации и ее оценку в сравнении с другими территориальными подразделениями.

Понимание необходимости врачебно-гигиенической статистики для деятельности земской медицины прослеживается уже в работах Е. А. Осипова, который в 1875 г. разработал программы санитарного исследования губернии для Московской губернской земской санитарной комиссии.

П.И. Куркин писал: «…Санитарное направление русской земской медицины – стремление к воплощению в жизнь профилактических мероприятий в области народного здравия – вызвало потребность прочного научного познания того, чем болеет и от чего умирает население, от каких причин страдает народное здоровье. Таково происхождение санитарной статистики в области русской общественной медицины».

С.С. Корсаков одним из важнейших разделов общественной психиатрии считал «государственную психиатрическую профилактику». В ее задачи он включал «заботу о физическом здоровье населения» – борьбу с эпидемиями, алкоголизмом и наркоманией, охрану здоровья беременных женщин и детей, разработку законодательства, «регулирующего употребление ядовитых веществ некоторых промыслов», а также законов, определяющих «время труда рабочего», правильную организацию воспитания (в частности, предупреждающую школьное переутомление).

С.С. Корсаков строил свою программу психопрофилактических мероприятий на основе широкой пропаганды психиатрического знания среди населения и клинико-статистического изучения нервно-психических заболеваний, позволяющего выявить этиологические факторы. Его суждения о предупреждении распространения психических заболеваний пронизывает мысль о значении социального строя общества в деле борьбы с нервно-психическими болезнями.

Благодаря развитию общественной (земской) медицины и ее профилактического направления сформировалась важная традиция в организации охраны здоровья, получившая дальнейшее развитие в деятельности психоневрологических диспансеров, организации статистики и учета в области психогигиены и психопрофилактической работы с душевнобольными людьми.

Публикуется по: Безчастный К.В. История отечественной психогигиены.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика