Психогигиена в СССР: 1920-1930-е годы

ПсихогигиенаКлиника социальных и профессиональных заболеваний МГУ

Важным центром становления и развития психогигиены была открытая в ноябре 1923 г. клиника социальных и профессиональных заболеваний I и II МГУ, перед которой были поставлены задачи: изучение социальных и профессиональных болезней, в этиологии которых доминирующую или первичную роль играют трудовые и социальные факторы; разложение сложнейшего комплекса явлений при профессиональных заболеваниях на основные элементы, выявление и учет отдельных патологических моментов и их детальное изучение; разработка практических профилактических мероприятий по борьбе с профзаболеваемостью.

Академически-воспитательные задачи вытекали из организационной сущности университетской клиники, призванной обучать научно обоснованным принципам современной лечебно-профилактической медицины. Клиника обслуживала три кафедры I и II МГУ: социальной гигиены, гигиены труда и гигиены воспитания. В начале своей деятельности клиника проводила массовые обследования (200-300 человек), но затем отказалась от этого, перейдя к углубленному тематическому исследованию отдельных проблем профзаболеваемости. Этой задаче отвечал физиологический подход, который позволял констатировать начальные моменты отступления от нормы, часто неуловимые методами клинического исследования. 

При выборе тем исследований клиника руководствовалась двумя основными соображениями: во-первых, социальной важностью; во-вторых, возможностью получить неоспоримые научно обоснованные выводы. Наиболее интенсивно разрабатываемым в клинике направлением была пограничная область между здоровым и больным организмом.

Клиника обследовала людей, направленных контрольными комиссиями, амбулаториями, больницами. Обследования проводились по детальной карте (заполнение которой требовало четыре часа). Для врачей были организованы специальные трехмесячные курсы переподготовки, программа которых включала основные вопросы психогигиены, социальной и профгигиены, профпатологии.

Клиника имела поликлинику и стационар. Основная работа велась в поликлинике. В 1925 г. был организован санитарно-гигиенический отдел с рядом кабинетов, специальной санитарно-гигиенической лабораторией, музеем. С 1927 г. при клинике работал диспансер.

Психогигиена и психопрофилактика

Одним из важных направлений по обеспечению, укреплению, сохранению и поддержанию нервно-психического здоровья в 1920-1930-е гг. в СССР была работа по психосанитарному просвещению.

В 1925 г. на I Всесоюзном совещании по вопросам психиатрии и неврологии И.А. Бергер говорил: «Мы имеем уже целый ряд лет работы по алкоголизму и половому вопросу. Но это только части психогигиены, и можно с уверенностью сказать, что они имели бы вес и успех при выработке общего плана психопропаганды. Совершенно незатронутыми для широких слоев населения являются общие вопросы увязки личности, рационального социального поведения, психотехники профотбора, педологии и др. Психосанитарная работа должна использовать все существующие методы санпросветработы. Стенгазеты, лекции, беседы, радио и пр. должны явиться проводниками психогигиены. Центрами работы в городах должны являться психиатрические больницы и неврологические амбулатории. В первую очередь, необходимо: 1) издание популярных брошюр и листовок для льготного распределения по вопросам возникновения нервных заболеваний, профотбора, педологии, объяснения отдельных болезней и пр.; 2) устройство показательной выставки, объединившей бы в себе материал по вопросам психогигиены; 3) выработка плана и программ лекций и бесед для работников психогигиены; 4) подготовка популярных кинофильмов.

Учитывая, что в деревне мы имеем отличную от города социально- экономическую базу, другую аудиторию в отношении подготовки к восприятию психогигиены и что основным фактором возникновения невропсихических заболеваний в деревне является сифилис и алкоголь (органические заболевания, а не неврозы), нужно несколько видоизменить постановку психогигиены в деревне: а) прибавить отдельные беседы по влиянию алкоголя и сифилиса на нервную систему; б) в программу школ по гигиене включить вопросы психопропаганды; в) в гораздо большей степени, чем в городе, за недостатком персонала, подготовить учительство и использовать его на психогигиенической работе».

Таким образом, в 20-30-е гг. прошлого века в Советском Союзе возникли новые организационные формы психогигиенического движения – это невропсихиатрические диспансеры, научно-исследовательские институты, а также клиники социальных и профессиональных заболеваний при учебно-научных центрах. В этом проявилась тесная связь научных и практических разработок в психогигиене этих лет.

Наряду с учеными большую роль в становлении ее как широкой научно-практической дисциплины играли практики. Психогигиена превращается в разветвленную область, дифференцированную и по предметам и по объектам исследования.

Одновременно с проблемами невропсихиатрической профилактики разрабатываются вопросы социальной гигиены. Исходя из специфики того времени, психогигиена как комплексная научная дисциплина дифференцировалась на промышленную психогигиену, военную психогигиену, психогигиену умственного труда, психогигиену отдыха и физкультуры, детскую психогигиену.

Этим определялось проблемное поле психогигиены – психогигиена труда и здоровья; рабочее место в психогигиеническом аспекте; профзаболеваемость на производстве; профотравления; физкультура как психогигиеническое мероприятие; курорты и их влияние на психическое здоровье; психогигиенические аспекты воспитания; психосанитарное просвещение; борьба с алкоголизмом; психогигиенические мероприятия в вузах.

Р. А. Херсонский дает следующую характеристику поля деятельности психогигиены: «Профилактика нервных болезней, по объему охватываемых ею явлений, несколько уже и должна рассматриваться как часть объемлющей ее социальной психоневрологии. Наиболее важные области профилактики нервных болезней следующие: инфекционные поражения нервной системы, особенно сифилис и туберкулез; профессиональные болезни нервной системы, наркомании, заболевания на почве социальных переживаний; вопросы неврогигиены детства, в том числе наследственные заболевания нервной системы в их евгенической трактовке; вопросы организации различного рода неврологических учреждений как лечебного, так и профилактического характера; санпросвет».

Г. Каранович выделял следующие задачи невропсихиатрической службы, в первую очередь диспансеров: а) проведение психогигиенических мероприятий по увеличению производительности труда и борьба за снижение невропсихиатрической заболеваемости (в первую очередь среди рабочих ведущих отраслей промышленности, крупных совхозов и колхозов); б) борьба с алкоголизмом и прогулами среди производственных рабочих; в) активное выявление в населении людей с преднормальными признаками возможных в будущем невропсихиатрических заболеваний и их диспансерное наблюдение; г) вовлечение больных в производство и диспансерное наблюдение за ними.

Л.М. Розенштейн писал: «Советская психиатрия, с первых дней Октября, должна была оформиться согласно общим тенденциям советского здравоохранения как профилактическая дисциплина, но это оформление еще до сих пор не завершилось. Еще в период военного коммунизма ряд декретов определил расширение практического применения психиатрии в советских условиях. Именно на основах психиатрии выросли новые науки: педология, рефлексология и криминология. Само понятие «психогигиена» начало появляться в советской психиатрии тогда, когда выявилась необходимость построения психиатрической организации не только как лечебной, но и для борьбы с заболеваемостью. К этому толкали исключительные успехи в борьбе с социальными болезнями (туберкулез, сифилис) вообще и особенно в советских условиях».

Так как профилактика нервных и душевных болезней тесно сплетаются, особенно в области психоневрозов, то ряд авторов – Розенштейн, Гервер, Гейманович – объединяли их в профилактическую психоневрологию и считали, что таким образом естественно продолжается сближение психиатрии с невропатологией. После окончания гражданской войны и жестоких массовых эпидемий советское здравоохранение поставило задачу перехода к «оздоровлению труда и быта».

«За последнее время вопросы общей и частной профилактики все больше волнуют научную мысль, и тем шире успехи этой новой дисциплины, чем глубже она проникает во все особенности нашего обихода – процессы трудовых и бытовых явлений жизни, … в настоящее время развитие профилактических наук продвигается гигантскими шагами и по отношению к интересу, который они пробудили в широких научных кругах и в среде трудящихся, и в силу разносторонних моментов, с которыми приходится сталкиваться в обыденной жизни. Конечно, мы далеки еще от целесообразного учета результатов, но быстрее, чем когда бы то ни было, приближаемся к новым формам, которые выдвигает профилактика, к формам здоровой жизни и умения бороться с существующими, но не обнаруженными еще, не учтенными вредностями. Методы государственной профилактики, проводимые в нашей стране в области здравоохранения, дают нам уже гарантии в правильном развитии этой дисциплины, получающей государственно-экономическую базу, ибо с точки зрения строгих экономических выкладок предупреждать заболевания значительно дешевле, нежели лечить больных людей, не говоря уже о значительном количестве непоправимых расстройств».

Профилактическое направление, являющееся основным лозунгом советской медицины, нашло себе выражение в цельной и стройной системе диспансеризации, а последняя была немыслима без тщательного учета условий труда различных профессиональных групп. Изучение патологии целых коллективов (переход от лечения отдельного больного к лечебно-профилактической работе в отношении широких масс трудящихся), выявление начальных изменений в организме под влиянием профессиональных вредностей и условий труда характерны для нового этапа советской медицины. Отсюда необходимость разработки не только проблемы гигиены труда, но и неразрывно связанных с ней вопросов профессиональной патологии.

Очевидно, что, гигиена труда представляла собой комплекс наук, объединяющих ряд частных дисциплин: профессиональную патологию, изучающую пагубные результаты воздействия на организм как чрезмерного труда, так и ряда профессиональных вредностей, связанных с трудовыми процессами, обрабатываемыми материалами, применяемыми веществами, а также психогигиену труда. Представляющие психогигиену учреждения клинического типа ставили задачу клинического изучения здоровья как отдельных рабочих, так и профессиональных групп.

В 1920-1930-е гг. в СССР получила развитие детская психогигиена. Были организованы специальные психоневрологические учреждения для детей, вспомогательные школы для умственно отсталых детей, школы-санатории. Проводилось предупредительное лечение в сочетании с педагогическими мерами воздействия. В психиатрической больнице им. В.П. Соловьева в 1923 г. по инициативе В.А. Гиляровского открылись детское отделение и логопедический полустационар для детей дошкольного возраста. Важное место в системе психогигиенических дисциплин принадлежало социальной гигиене. В 1922 г. была учреждена московская кафедра социальной гигиены, возглавляемая наркомом здравоохранения Н.А. Семашко.

З.Г. Френкель в 1926 г. писал: «Особые условия современной советской России для развития социальной гигиены как научной дисциплины и как области социальной политики и практической общественно-санитарной деятельности свидетельствуют, насколько разностороннее и широкое обоснование имеет в настоящее время более углубленное развитие социальной гигиены как пограничной сопредельной с медициной самостоятельной отрасли социально-политических наук».

В «Отчете Народного Комиссариата Здравоохранения XII Всероссийскому съезду Советов» в 1925 г. о профилактической работе и ее методах было сказано следующее: «В своей деятельности лечебные учреждения должны ставить перед собой задачу не столько индивидуального лечения заболевшего, сколько предупреждения заболеваний, должны перенести центр тяжести на борьбу с вредностями труда и быта. Народный Комиссариат Здравоохранения требует, чтобы обычные лечебные учреждения (амбулатории, поликлиники, больницы, врачебная помощь на дому, пункты первой помощи на предприятиях и т. д.) занимались бы не только чисто лечебной деятельностью, но принимали бы участие в общей работе по оздоровлению труда и быта, т. е. чтобы они изучали в своем районе и профессиональные и социальные вредности и принимали возможные меры к их устранению, чтобы они держали для этого связь с ячейками здравоохранения на предприятиях своего района, чтобы под своим наблюдением имели больных и ослабленных своего района, приходя к ним на помощь, как методами лечебными, так и социальными; чтобы участвовали в санитарном просвещении своего района». Подчеркивалось, что «к этой профилактической работе должны быть привлечены все звенья лечебной сети, начиная от пункта первой помощи на фабрике или заводе (улучшения санитарных условий труда и быта и их связь с комиссиями оздоровления труда и быта на фабрике, санитарное просвещение), продолжая врачами помощи на дому (работа по улучшению бытовых условий в доме и семье), амбулаториями (изучение условий работы и жизни в своем районе, обследование рабочих на предприятиях, учет и наблюдения над заболевшими, санитарное просвещение) и кончая больницами (изучение профессиональных заболеваний и наилучших способов лечения их)».

Санитарно-профилактическое направление медицины Советской России в 1920-1930-е гг. прошлого века делало необходимой подготовку специалистов в ряде сопредельных областей: 1) социальной гигиене и основах организации современного уклада врачебно-санитарного дела; 2) санитарной статистике; 3) гигиене труда и частных вопросах, связанных с отдельными формами профессиональных вредностей и профессиональных болезней; 4) гигиене воспитания и школьно-санитарного дела; 5) санитарно-просвети- тельной работе.

В связи с этим были определены типы деятельности психогигиенических организаций:

1) организационно-психиатрический, направленный главным образом на реформы психиатрической помощи и реорганизацию психиатрических лечебных заведений, на подготовку и переподготовку психиатрического персонала, на изменения законодательства в отношении душевнобольных;

2) массово-психиатрический, направленный на психосанпросветработу; создание сети психогигиенических консультаций, проведение диспутов по вопросам психогигиены, лекций, вечеров; ориентирование общественного мнения в отношении к психическим заболеваниям; издание популярной литературы;

3) социально-гигиенический диспансерный тип – организация внебольничной, лечебной, открытой психиатрической помощи; строительство психоневрологических диспансеров; социальное обследование на дому;

4) гигиенический тип – преимущественно профилактика наследственных заболеваний в области психиатрии и неврологии; разработка евгенического законодательства и связанных с этим проблем, в частности показаний и противопоказаний к стерилизации.

Публикуется по: Безчастный К.В. История отечественной психогигиены.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика