Современные методы психотерапии

Современные методы психотерапииТеория и практика современной психотерапии

Множественность научных теорий в области психологической помощи требует понимания необходимости оценки их позитивных и негативных сторон и, по возможности, создания общепсихологического подхода. Необходимо также понимание давней общероссийской беды – алкоголизма.

Развитие навыков консультанта/психотерапевта предполагает 4 следующие фазы.

  1. Концептуальное (когнитивное) понимание. Чтение книг, анализ примеров, прослушивание лекций дает концептуальное (когнитивное) понимание таких навыков или умений.
  2. Поведенческое восприятие. Наблюдение за демонстрацией поведения инструктором (психотерапевтом) и выполнение тренинговых упражнений развивает поведенческое восприятие.
  3. Формирование первичных навыков. Оно создается реальной практикой под наблюдением супервизора (тренера).
  4. Формирование дальнейшего мастерства. Осуществляется опытом участия в практикумах и семинарах при продолжении супервизии.

Принципы поддержки и изменения поведения человека следующие.

Подкрепление. Принцип подкрепления основывается на тенденции людей проявлять и повторять такое поведение, которое вознаграждается. Награждение является подкреплением.

Подкрепление может быть позитивным или негативным. Позитивным подкреплением является, например, приятная еда или разговор с другом.

Отдаление или устранение чего-либо неприятного называется негативным подкреплением. Вознаграждаться (подкрепляться) может и нежелательное поведение. Например, мать обращает внимание на ребенка только при проявлении им капризов, а затем удивляется формированию капризности ребенка.

Угашение. Недостаток или отсутствие подкрепления ведет к угашению даже конструктивного или желательного поведения.

Наказание. Оно имеет более широкий контекст, чем просто негативное воздействие. Например, человек сделал что-то, сопровождающееся неприятными последствиями. После этого становится менее вероятным, что он снова повторит поступок в подобной ситуации. Неприятные последствия называются наказанием.

Избегание. Люди стремятся избегать приносящего вред или неприятность поведения.

Формирование. Оно является постепенным, шаг за шагом движением к желаемой цели, при котором поведение, ведущее к цели, подкрепляется, а поведение, уводящее от цели, угашается. Например, процесс решения проблемы может использовать процедуру формирования.

Влияние мотивации и силы воли. Их недостаток приводит к провалу процесса помощи.

Этические влияния. Люди, нуждающиеся в помощи, могут опасаться использования помогающим (психотерапевтом) своих способностей в низменных целях или для контроля над ними. В связи с этим важно соблюдение этических норм.

Групповой подход к тренингу и лечению имеет следующие преимущества в обучении:

1) наблюдение за собственным поведением и получение обратной связи;

2) развитие навыков наблюдения;

3) уменьшение защитных форм поведения;

4) экспериментирование с новым поведением и высвобождение эмоций;

5) раскрытие социального влияния;

6) открытие новых моделей поведения;

7) оказание и получение помощи;

8) наблюдение за принципами обучения и поведением в действии.

Обзор моделей современной психотерапевтической помощи

Нуждающемуся в помощи человеку необходимо помочь понять, какой вид и какая степень помощи в управлении проблемами возможны.

Стадии процесса управления проблемами следующие.

1-я стадия. Выявление и прояснение проблемной ситуации.

2-я стадия. Постановка целей для разрешения проблемы, основанных на понимании необходимых действий.

3-я стадия. Выработка и применение способов достижения целей.

На 1-й стадии психотерапевт должен показать такие навыки, как проявление внимания к клиенту/папиенту, активное слушание, ответное реагирование на понимание проблемы, пробное зондирование в отношении точности понимания проблемы, базовые качества уважения и искренности.

На 2-й стадии психотерапевт нуждается в следующих качествах:

а) способность к интеграции полученных данных и идентификации поведения, приводящего к проблемам пациента;

б) стимулирование активности пациента, что достигается: подачей информации, помогающей пациенту увидеть ситуацию в новом, разрешающем ее свете; осторожном проявлении эмпатии; профессиональном проведении конфронтации; разделением с пациентом понимания проблемы; открытостью.

На 3-й стадии психотерапевту важно обладать следующими навыками:

а) помощи пациенту в определении его возможностей и выборе программ достижения целей;

б) подготовки пациента к действиям, их началу и поддержке во время фазы действий;

в) формирования у пациента способности оценки качеств: участника решения проблемы, программы действий и целей.

Для формирования этих качеств психотерапевт нуждается в последовательной практике их развития под руководством опытного супервизора. При этом важно не стать «специалистом по стадиям», избежать ригидности своего поведения.

Представленные стадии, принципы и навыки могут быть описаны более детально, например, в отношении уважения и открытости.

Уважение

Значение уважения проявляется как в отношении консультанта/психотерапевта к клиенту/пациенту (закрытое поведение), так и в способах работы с пациентом (открытое поведение).

Отношение к пациенту будет уважительным, если вы: заботитесь о его благополучии; видите его как уникального человека, а не клинический случай; рассматриваете его как способного предопределять собственную судьбу; принимаете добрую волю пациента, если она не ведет к негативным последствиям.

Ваше отношение становится уважительным поведением, когда вы: не отвлекаетесь и активно слушаете пациента; исключаете критические суждения; общаетесь путем эмпатического понимания; выражаете разумную теплоту и дружелюбие; помогаете пациенту выявлять и развивать собственные ресурсы; обеспечиваете поощрение и поддержку; помогаете пациенту прорабатывать каждую стадию процесса помощи.

Открытость

Вы проявляете открытость в отношениях с пациентом, если вы: не подчеркиваете свою профессиональную роль и избегаете стереотипного ролевого поведения; ведете себя спонтанно, но не бесконтрольно или случайно; остаетесь открытым и не защищаетесь даже при ощущении угрозы; непротиворечивы и избегаете расхождения между вашими ценностями и поведением, между мыслями, чувствами и словами; стремитесь поделиться вашим опытом с пациентом, если это кажется полезным.

Эти и другие подобные определения и уточнения хорошо представлены в современной специальной психологической литературе и должны быть известны не только психологам, занимающимся профессиональным консультированием и психотерапией, но и врачам-психотерапевтам.

Психологи, основываясь на работах о когнитивном диссонансе и о консультировании как процессе интерперсонального влияния, выдвинули гипотезу о том, что попытки консультанта/психотерапевта изменить поведение или мнение пациента будут ускорять когнитивный диссонанс у последнего.

Пациент может уменьшать этот диссонанс одним из пяти способов:

а) изменить направление, которое поддерживает консультант;

б) дискредитировать консультанта (например, сказав, что он не знает того, о чем говорит);

в) дискредитировать обсуждаемую тему (например, говоря, что алкоголизация не является чем-то важным в его жизни);

г) изменить мнение консультанта;

д) найти поддержку у других лиц, которые с ним согласны (например, друзей).

Степень восприятия консультанта в качестве привлекательного и заслуживающего доверия эксперта будет уменьшать вероятность его дискредитации. Для этого предлагается двухступенчатая модель консультирования.

На первой ступени консультант повышает свое восприятие как привлекательного и заслуживающего доверия эксперта и вовлекает пациента в консультирование. На втором этапе консультант использует свое влияние для ускорения изменений мнения или поведения пациента.

Привлекательность

Привлекательность психотерапевта для пациента основывается на восприятии схожести, совместимости и симпатии. Способствует увеличению привлекательности психотерапевта его дружелюбие, эмпатия, избегание им оценочных суждений, преобладание активности над пассивностью в процессе консультирования, рассказ о себе в ситуациях, когда самораскрытие показывает определенную схожесть пациента и психотерапевта.

Доверие

Доверие к психотерапевту базируется на его репутации честного человека, социальной роли (врач или психолог), искренности и открытости, отсутствии мотивации для личной выгоды. Повышение доверия вызывает: соблюдение условий контракта, конфиденциальности, проявление уважения, искренности, реалистичного оптимизма, открытости, чувствительность к потребностям пациента, предоставление полезной обратной связи, избегание в поведении элементов вуайеризма, поверхностного любопытства, эгоизма, личной выгоды.

Существуют 7 показателей, которые увеличивают способность к самораскрытию пациента:

а) информативность, касающаяся как качества, так и количества информации о проблеме;

б) доступность информации для пациента;

в) добровольность предоставления информации пациентом;

г) подкрепляющее поведение психотерапевта в отношении информации, которая предоставляется пациентом;

д) доверие пациента;

е) соблюдение психотерапевтом социальных норм, которых придерживается пациент;

ж) эффективность психотерапевтических действий для достижения целей пациента.

В тех случаях, когда пациент определил суть своих проблем, но не знает, что делать дальше, необходим переход на 2-ю стадию, связанную с постановкой целей по разрешению проблем. На этой стадии одним из основных навыков, которыми должен обладать психотерапевт, является его способность к тому, чтобы пациент бросил вызов существующим проблемам.

Термин «вызов» может заменять понятие «конфронтация», поскольку последнее имеет негативный смысл для большинства людей. Вызов является процессом смещения требований на пациента или помощи пациенту в смещении требований на себя.

Порядок принципов эффективного вызова:

1) мысленный поиск цели;

2) разрешение на собственный вызов;

3) получение права на вызов (оно формируется при должном качестве отношений психотерапевта и пациента, понимании пациента, способности пациента быть открытым для вызова и жить полной жизнью);

4) способ вызова (осуществляется опытным путем, осторожно, основывается на успехе, является конкретным и специфичным);

5) вызов направляется на сильные, а не на слабые стороны пациента;

6) поощрение пациента к прояснению его системы ценностей и выбору характера вызова, основанному на собственных ценностях.

Ответственный и профессионально подготовленный психотерапевт должен обладать следующими качествами для формирования эффективного вызова у пациента:

1) способность к обобщению информации для того, чтобы пациент увидел проблему в фокусированном виде;

2) умение подавать информацию в выгодном для пациента виде;

3) эмпатия;

4) умение конфронтировать пациента (помочь ему бросить вызов различным противоречиям, искажениям и играм, как осознаваемым, так и неосознаваемым);

5) умение делиться опытом, моделируя отсутствие защитных форм поведения и способность понимания проблем;

6) непосредственность (умение поощрять к прямому и эффективному диалогу).

Помощь пациенту в выборе целей, которые могут быть достигнуты, заключается в процессе формирования целей в соответствии со следующими их характеристиками:

1) выполнимость;

2) ясность и специфичность;

3) измеримость или верифицируемость;

4) реалистичность;

5) адекватность (целям);

6) признание пациентом;

7) соответствие ценностям пациента;

8) обладание временными границами.

При таком процессе выбора целей есть уверенность, что такие цели выбрал пациент, а не психотерапевт.

Третья стадия – вырабатывания и последовательного применения способов достижения целей, включает следующие задачи:

1) выявление возможностей конкретной программы достижения целей;

2) выбор реальной программы;

3) выбор последовательности выполнения программы;

4) применение программы;

5) оценка действенности программы.

При составлении программ помощи в решении проблем пациенту, как и психотерапевту, требуется развитие способности к творчеству.

Творческие люди характеризуются следующими признаками:

а) оптимизм и уверенность;

б) принятие неопределенности;

в)широкий спектр интересов;

г) гибкость;

д) устойчивость к сложности;

е) легкость вербализации;

ж) любознательность;

з) настойчивость и упорство;

и) независимость;

к) неконформность и способность к разумному риску.

При выполнении программы решения проблем пациента требуется прояснение его способностей и характеристик, которые помогают возможностям выполнения или ограничивают их.

Реализация способностей пациента зависит от уровня его уверенности в себе. A.J. Lange, Р. Jakubowsky (1976) определили следующие причины уменьшения чувства уверенности в себе:

а) пациент может не знать, чего он хочет;

б) пациент может придерживаться иррациональных убеждений, которые препятствуют уверенному поведению;

в) пациенту недостает навыков и практики уверенного поведения;

г) пациент не может преодолеть свои чувства;

д) пациенту недостает способности к различению понятий уверенности и согласия, уверенности и агрессивности.

При оценке выполнения программы решения проблем необходимо ориентироваться на:

1) степень участия пациента в программе;

2) эффективность программы в приближении к цели;

3) степень достижения дели посредством программы;

4) степень решения проблемы или реализации потребностей.

Пациенты (клиенты) обычно не расположены или сопротивляются решению собственных проблем в следующих случаях:

  • не находят причин для обращения к специалисту;
  • возмущаются вмешательству третьих лиц (родителей, учителей, консультантов) в их проблемы;
  • боятся непривычного или незнакомого;
  • не знают, как участвовать эффективно (как быть «хорошим» пациентом);
  • имеют историю сопротивления какой-либо системе;
  • видят цель психотерапевта или психологического вмешательства отличной от их собственной;
  • имеют негативное отношение к психотерапевту или психологическому вмешательству;
  • узнали, что психотерапевт или учреждение имеют плохую репутацию;
  • верят, что обращение к психотерапевту равносильно проявлению слабости, неудачи или неадекватности;
  • думают, что их права не будут уважаться;
  • предполагают, что психотерапевт будет принимать жизненно важные решения без их участия;
  • нуждаются в личной власти и находят ее в сопротивлении любой «властной» фигуре;
  • проверяют уровень поддержки и компетентности психотерапевта;
  • не любят психотерапевта, но не обсуждают это;
  • не видят выгоды в изменениях проблемы;
  • открыли, что пена достигнутых изменений поведения выше, чем они ожидали.

Более продуктивное поведение психотерапевта для преодоления психологического сопротивления пациента предполагает следующие действия:

1) прояснение собственных способов психологической защиты;

2) исследование качества своих психологических вмешательств:

3) принятие и проработка сопротивления пациента;

4) видение некоторых форм сопротивления пациента в качестве нормальных;

5) прояснение причин сопротивления пациента;

6) поощрение повышения ответственности пациента;

7) установление справедливых взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом, основанных на взаимоуважении и общих планах;

8) «приглашающее» участие, которое предполагает приглашение пациента к соучастию в принятии решений и их последовательном выполнении;

9) поиск побуждений к активному участию пациента в психотерапии;

10) начало с решения небольших задач;

11) подкрепление успешных действий пациента;

12) вовлечение других, важных для пациента, людей в его поддержку;

13) включение пациента в оказание помоши другим людям.

Для эффективного управления проблемными ситуациями (в том числе при проведении психотерапии) предлагаются 8 следующих последовательных задач.

  1. Оценка – помощь в определении того, что плохое и что хорошее происходит в жизни пациента. Успешная оценка помогает идентифицировать как проблемы, так и ресурсы пациента. Она помогает видеть любую проблему в более широком контексте. Такая оценка проходит через весь процесс помощи.
  2. Фокусирование и первичное раскрытие проблемы – помощь пациенту в идентификации особых обстоятельств, с которыми необходимо справиться, начало раскрытия и прояснения особых обстоятельств.
  3. Определение новых перспектив – помощь пациенту в более объективном видении себя, проблем, контекста проблем. В результате он начинает видеть, что это можно исправить.
  4. Постановка цели – помощь в постановке целей, управляющих проблемами. Цель — означает то, что пациент хочет более эффективно совершить для управления проблемной ситуацией или частью ситуации.
  5. Определение возможностей программы помощи – означает помощь в нахождении различных путей достижения цели. Здесь также выявляются ресурсы пациента, которые необходимы для достижения цели.
  6. Выбор программы помощи – помощь в выборе вида программы, которая наилучшим образом соответствует стилю поведения, ресурсам пациента и его окружению.
  7. Применение программы – помощь пациенту применить выбранную программу и помощь в преодолении препятствий при ее применении.
  8. Определение результата – помощь в наблюдении (отслеживании) участия пациента в программе, выполнении им целей и управлении проблемной ситуацией.

Вышеприведенные положения разрабатывались для широкой психологической помощи, поэтому могут касаться как консультирования, так и психотерапии. Чаще использовались понятия «психотерапевт» и «пациент», поскольку данная работа касается психотерапии, которая, как уже говорилось, нуждается в общепсихологической основе для решения общих задач психотерапии.

Источник: Абабков В.А. Персонифицированная психотерапия, 2016.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика