Научная психотерапия

ПсихотерапияПсихотерапия

Психотерапия – одна из наиболее сложных наук о человеке, не может основываться на опыте одного, даже самого крупного, исследователя. Здесь может быть уместна корректная интеграция опыта различных психотерапевтов и исследований ученых многих направлений, следующих научным принципам, т.е. создание своего рода «теоретической психотерапии». По-видимому, попытаться сделать это легче при наличии как практического психотерапевтического, так и научного опыта.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать и обосновать возможность научного понимания и использования психотерапии. Это актуально в настоящее время по многим причинам – и в связи с широким распространением примитивных, незрелых и ненаучных методов психотерапии даже среди дипломированных специалистов, и из-за остающихся ограниченных возможностей развития отечественной психотерапии и психотерапевтов-специалистов. 

При наличии в научном мире уже сотен тысяч разнообразных работ в данной области задача автора может заключаться лишь в описании основных направлений, идей и понятий современной научной психотерапии, при этом не просто повторять важные известные или малоизвестные факты, но и выявлять их смысл, взаимосвязи.

Практически до последнего времени в области отечественной психотерапии дискуссии чаше всего велись для доказательства преимуществ того или иного психотерапевтического направления или метода. Психотерапия (как область науки) представляла собой достаточно разобщенные направления, течения и школы, нередко соперничавшие между собой. Даже интегративные модели психотерапии обычно становились еще одним конкурентом в этой сфере.

В настоящее время происходит и совершенно другой процесс, направленный на формирование психотерапии как самостоятельной научной дисциплины с метаанализом наблюдаемых явлений и полученных научных фактов, выявлением общих факторов, влияющих на течение психотерапии и ее исход, определением реальных возможностей различных методов, попытками создания систем психотерапии для помощи резистентным к психотерапии и избегающим ее пациентам.

Научное обоснование психотерапии

Современная психотерапияДля иллюстрации приводится модель психотерапии посредством моделирования. Этот психотерапевтический метод известен также как научение посредством имитации или путем наблюдения.

В наиболее простой форме он означает, что человек или так называемая модель демонстрирует определенное поведение, которое наблюдает пациент. Наблюдающий должен понять модель поведения, освоить и принять ее. Этот первый шаг называется фазой приобретения. Затем наблюдатель (пациент) внедряет результаты своих наблюдений в реальное окружение в соответствии с мотивацией и способностями.

Вторая фаза моделирования называется фазой испытания (пробы). Моделирование используется в различных целях: для обучения новым навыкам, при дефиците социального поведения, при фобических нарушениях и др.

Научная дискуссия по поводу предложенной модели психотерапии может вестись на уровне, касающемся теории науки. Могут обсуждаться, например, следующие вопросы: Какие методы были использованы для изучения этого вида психотерапии? Проводилось ли изучение эффективности у соответствующих групп? Предполагались ли гипотезы о механизмах эффективности? Нужно ли требовать дополнительных доказательств эффективности психотерапевтического метода? Может быть, психотерапия является более комплексным образованием, чем это может показать научный анализ? Есть ли связь между психотерапевтическим методом и фундаментальными психологическими теориями? Какие критерии подходят для научного обоснования психотерапии?

М. Bunge (1967) предложил в качестве теоретических конструкций при рассмотрении проблем психотерапии три типа знаний: номологическое, технологическое и фактическое, что может быть полезным при анализе взаимоотношений между теоретическими и прикладными знаниями в данной области. Эти три типа знаний можно считать научно обоснованными, если они опираются на методологическую основу, и определять их как наивные, рутинные, ненаучные, если они происходят от субъективного, случайного или неконтролируемого опыта.

Номологическое знание – это знание взаимоотношений между переменными. Оно формулируется в качестве утверждения детерминистских и вероятностных законополагающих принципов. Если вернуться к вышеприведенному методу психотерапии, то при моделировании примером номологического уровня может служить положение, что эффективность представления модели сопровождается позитивным подкреплением или что ребенок тревожных родителей обучается тревожному поведению, моделируя их поведение.

Технологическое знание. Помимо теоретической цели, которая заключается в создании законополагающих принципов, большинство наук также стремится к получению знаний для практических целей – технологических знаний. В психологии и психотерапии развитие методов терапевтических вмешательств должно преследовать эту же цель. В то время как номологические знания позволяют объяснить событие, технологическое исследование добивается получения знаний о том, как феномен действует и на что влияет.

Если Т – действия, которые при определенных начальных условиях А способны достичь поставленных целей F, то, чтобы достичь F, пациент может при условиях А осуществить Т с достаточными основаниями для успеха. Такая формула является основой технологических норм.

В отличие от утверждений номологического уровня технологические нормы характеризуются прежде всего не критерием истины, а критерием эффективности. Технологическая норма считается эффективной с обоснованной вероятностью, когда цель F может быть фактически достигнута посредством Т при условиях А.

Фактическое знание. Как номологическое, так и технологическое знания направлены к экстенсивной генерализации: первое – теоретической природы, второе – практической. Фактическое знание, наоборот, имеет единичный характер. Оно относится к актуальному состоянию определенных характеристик определенной популяции или определенных индивидов в данный отрезок времени без связей с другими характеристиками и без генерализации ситуаций, мест или времени.

Характеристика проецируется на соответствующую популяцию на основе репрезентативной модели. Таким образом, фактическое знание содержит значительно меньше информации, чем технологическое и, особенно, номологическое знание.

Мы говорим о технологической или номологической научных гипотезах, когда имеем дело с теоретическими или практическими, ориентированными на действие генерализующими предположениями взаимоотношений, которые могут быть проверены, основываются на существующих данных, не противоречат им и не являются семантически бессодержательными.

Например, предположение, что систематическая десенсибилизация способна уменьшить страх, изначально является технологической гипотезой. Только тогда, когда это предположение может быть подтверждено опытным путем, оно станет технологическим знанием, которое существует только посредством подтверждения и открыто пересмотру.

Технологические и номологические мнения (рутинные, бытовые знания) присутствуют в предположениях, являющихся частными, т.е. убеждениями, которые не включены в научную сеть, но присутствуют в повседневном опыте. Такие мнения часто не верифицируемы, и авторы используют их с субъективной определенностью, даже если они научно не обоснованы.

Под доктринами (учениями) подразумеваются номологические или технологические мнения, которые пропагандируются квалифицированными личностями в качестве общих доказательств, несмотря на то что они основываются на личном или неконтролируемом коллективном опыте.

Связь между теориями и практическими предложениями может быть представлена следующей схемой.

Связи технологических теорий, технологических утверждений и базисных представлений

Психотерапия

Технологические теории, например теории психотерапии, служат для объяснения номопрагматических, или технологических, утверждений, которые, в свою очередь, используются для объяснения конкретных лечебных эффектов. Последние описываются посредством базисных представлений с объяснением фактов.

Следующий пример может пояснить представленную схему.

  1. Почему пациент избавился от фобии? Ответ: «Потому что десенсибилизация излечивает фобии, а пациент уже прошел десенсибилизацию (объяснение факта)».
  2. Почему десенсибилизация эффективна при терапии фобий? Ответ: «Потому что оптимальное привыкание к вызывающим страх стимулам возможно в условиях десенсибилизации (объяснение технологического утверждения посредством технологической теории)».

На основе теории оперантного научения S. Wolpe (1958) разработал систематическую десенсибилизацию и провел эксперименты на животных по исследованию ее эффективности. Перенос этого метода на людей для устранения фобий показал удовлетворительную эффективность.

Дальнейшее изучение и теоретическое рассмотрение проблемы (в том числе с использованием когнитивного подхода – Birbaumer Н., 1973) доказали несостоятельность оригинальной теории реципрокного торможения. Таким образом, даже ложная базисная теория может вызвать эффективный метод.

Дополнительные (Perrez М., 1991) к ранее приведенным представления об основных видах знаний даны в таблице ниже.

Сравнение различных видов представлений о мире

Психотерапия

Приведенная структура научного обоснования психотерапии, вероятно, не лишена недостатков. Например, делались попытки отнесения ее к позитивистскому направлению с его ограничениями.

Нельзя не согласиться и с утверждением, что психотерапия не является чисто инструментальной. Человек самоорганизуем и может рассматриваться также в терминах значений, интерпретации, понимания, кроме того, он обладает моралью.

Но эти термины также доступны научному описанию и структурированию, а учет этичности был приведен в качестве критерия научности. Нужно также учесть, что предлагаемый подход к научному обоснованию психотерапии основывается на общих принципах, а не конкретных фактах и, как указывалось, остается открытым новому опыту и изменениям.

Попытка данного обоснования научности психотерапии была построена на зарубежных исследованиях. В нашей стране также предпринимались подобные попытки. Однако, во-первых, проблема научного обоснования обычно рассматривалась в более широком плане (в психоневрологии, пограничной психиатрии и т.п.) без достаточного учета специфики психотерапии как науки, во-вторых, она нередко носила идеологический оттенок своего времени.

Научные исследования и психотерапевтическая практика

Современные методы психотерапииПоскольку психотерапия связана прежде всего с коррекцией психопатологических нарушений, знание возможностей различных методов исследования этих нарушений также может быть полезным для оценки научных результатов, значение которых иногда преувеличивается или искажается экспериментаторами. Исследование психопатологии может осуществляться двумя основными методами: при анализе клинических историй болезни и в научном эксперименте. Оно также возможно при изучении корреляций, экспериментов природы и лабораторных моделей психопатологии.

Клиническая история болезни регистрирует часть жизни индивида, в основном касающуюся периода обследования и лечения. Психотерапевт может строить гипотезы о возможных причинах проблем пациента и помогать их преодолевать.

Научный эксперимент является процедурой манипуляции гипотетическими причинами (независимая переменная) и измерения получающегося результата (зависимая переменная). Как независимая, так и зависимая переменные доступны операциональному определению.

Таким определением является ряд наблюдаемых и измеримых условий, при которых возникает феномен. Когда манипуляция независимой переменной приводит к изменениям зависимой переменной, экспериментальный эффект считается осуществленным.

Исследование корреляций является наблюдением без манипуляции. При осуществлении корреляции измеряются два класса событий и регистрируются их взаимоотношения.

При позитивной корреляции увеличивается значение как одной, так и другой переменной. При негативной корреляции значение одной переменной увеличивается, а другой – уменьшается. События рассматриваются как не коррелируюшиеся, когда одна переменная изменяется, а другая не поддается систематическим переменам.

Изучение экспериментов природы – это исследования, при которых ученый наблюдает эффекты необычных природных явлений (таких, например, как психологические и психопатологические последствия землетрясений).

В лабораторном моделировании исследователь создает при контролируемых условиях феномен, который является аналогом естественно возникающих психических нарушений. Это делается для проверки гипотез о биологических и психологических причинах таких нарушений или эффектов их лечения.

Ни один из представленных методов не обеспечивает полного понимания психопатологии. Но каждый метод ведет нас к пониманию различных аспектов патологии. Когда все методы приводят к подтверждению теории, мы можем говорить о достаточности ее понимания.

Достоинства и недостатки различных методов исследования

Психотерапия

Приведение различий между теоретическими исследованиями и практикой, показ возможности их корректных взаимоотношений, а также достоинств и недостатков отдельных методов исследования может быть полезным для неформальной, научной оценки психотерапевтами как состояния пациентов, так и возможных психотерапевтических вмешательств и их результатов.

Основной вопрос, на который попытались ответить исследователи: «Существуют ли основополагающие принципы, которые обнаруживают структуру изменений, происходящих как при проведении психотерапии, так и без нее, поскольку позитивные перемены при комплексной зависимости могут быть как в процессе психотерапии, так и при самопомощи?».

В настоящее время диагностических разногласий, споров представителей различных психотерапевтических направлений, существования ненаучно настроенных специалистов, развития психофармакологии способный к научному творчеству психотерапевт может оказывать позитивное влияние как на пациентов, так и на коллег, научно обосновывая применение психотерапии, персонифицируя ее применение.

Источник: Абабков В.А. Персонифицированная психотерапия, 2016.

Похожие записи

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика