Семейные клубы трезвости: практика работы

Семейные клубы трезвостиСемейный клуб трезвости и рецидив

Клубы были задуманы для того, чтобы принять и решить проблему рецидивов, потому что, как это часто случается с алкоголиками, бросить пить относительно легко; напротив, тяжело вести трезвый образ жизни в течение некоторого периода времени.

Многие люди, имеющие проблемы, связанные с употреблением алкоголя, до того, как они начали посещать Клуб, пытались бросить пить в течение более или менее долгих периодов времени, что многократно заканчивалось рецидивами. Вместе с тем есть люди, даже если их относительно немного, способные бросить пить самостоятельно, они в Клубе не нуждаются.

Следовательно, рецидив – это ситуация, которую обычно Клуб принимает и не драматизирует, но делает все возможное, чтобы решить ее наилучшим образом, управляя ситуацией кризиса, которая следует за ним. 

«Рецидив представляет собой одну из наиболее значительных проблем для алкоголика, для семьи, для ассистента-учителя, для клуба. Несмотря на то, что рецидив тяжело сказывается на работе клуба, его ассистент-учитель и его участники не должны забывать, что рецидив представляет собой, так сказать, нормальный аспект жизни алкоголика» (Вл. Худолин, 2001).

Рецидив обычно вызывает состояние уныния, разочарования у алкоголика, его семьи, ассистента-учителя, Клуба. Часто всеми теми, кто встал на путь трезвости, он воспринимается как поражение. После рецидива люди могут переживать интенсивные противоречивые чувства, иногда несколько чувств одновременно, например, таких как ярость, стыд, агрессивность, подавленность, отчаяние, месть, недоверие, предательство, возмездие и т. д. Нередко, чтобы избежать всего этого, алкоголик, его семья, а также остальные члены Клуба пытаются скрыть или проигнорировать рецидив.

Когда в рамках социально-экологического подхода упоминается рецидив, под этим понимается диапазон вариантов, не обязательно связанных с отношением к алкоголю. Действительно, метод определяет рецидивы не просто как возвращение к употреблению алкогольных напитков, но и как ситуации, связанные со старыми моделями поведения. «Алкогольные рецидивы («мокрые» рецидивы) и рецидивы поведения могут происходить как в начале лечения, так и спустя многие годы воздержания от алкоголя и посещения клуба. Когда клубы алкоголиков на лечении начинали свою деятельность, самым важным было достичь трезвости и продлить ее продолжительность… В те времена практически невозможно было найти алкоголика, который бы при помощи классического лечения смог бы сохранить трезвый образ жизни, пусть даже хотя бы в течение одного года» (Вл. Худолин, 2001).

Следовательно, можно продолжать вести твердый «трезвый» образ жизни, но в то же время подпитывать негативное поведение. Это может происходить со стороны алкоголика, его семьи, ассистента-учителя Клуба, территориальных ассоциаций клубов, расширенного сообщества.

Если в исключительных ситуациях или при особенных обстоятельствах допускается возможность соотносить социально приемлемые формы поведения с употреблением алкогольных напитков, проявляется «сухой» рецидив, который, в целом, представляет собой регрессию относительно поведения, вдохновленного продвижением защиты здоровья.

В любом случае кризис, относящийся к «сухому» или «мокрому» рецидиву, при хорошем управлении может, напротив, стать стимулом к усиленной работе над ростом и достижением зрелости во всей территориальной программе по проблемам алкоголя. «Кризис не должен, тем не менее, быть всегда лишь негативно окрашенным. Часто кризис одновременно приносит с собой рост и зрелость» (Вл. Худолин, 2001).

Момент кризиса стимулирует мобилизацию наилучшей энергии семьи, ассистента-учителя Клуба, ассоциации при помощи их солидарности, дружбы, готовности помочь; отношения и намерения при этом становятся более прочными. «Среди членов клуба около 60% не имеют рецидивов; остальные 40% имели один или несколько рецидивов за эти годы. В эти 40% включены алкоголики, которые не поправляются, и так называемые «заброшенные», исключая тех, кто снова стали пить более или менее» (Вл. Худолин, 2001).

В ходе национального исследования под названием VALCAT («Оценка клубов алкоголиков на лечении»), проводившегося с 1992 года по 1996 год, ассоциацией AICAT (Итальянская ассоциация клубов алкоголиков на лечении) совместно с Министерством здравоохранения и Высшим институтом здравоохранения Рима, целью которого было доказать эффективность работы Клуба в том, что касается проблем, связанных с алкоголем, подтвердилось, что в течение 36 месяцев 79% семей успешно посещали Клуб.

Из последующих докладов, разработанных на основании региональных и национальных банков данных, подтвердилась информация о том, что 68,8% семей, вступающих в территориальные программы по проблемам, связанным

с употреблением алкоголя, сохраняют трезвость в течение долгого периода времени (три года и больше).

Семейные Клубы трезвости

Клуб и его ассоциации также образуют сеть с социальными структурами. Во многих регионах и провинциях Италии Клубы стали инициаторами интенсивной деятельности по социальной рекламе, которая сначала привела к выявлению широты проблем, связанных с алкоголем, а позднее способствовала созданию служб по проблемам, связанным с алкоголем, или других структур, нацеленных на оказание помощи лицам, имеющим проблемы, связанными с употреблением алкоголя.

В некоторых регионах северо-востока Италии на основании соответствующих соглашений Клубы включаются в борьбу с употреблением алкогольных напитков. Можно утверждать, что, в отсутствие «нормативов по проблемам алкоголя», за последние двадцать лет Клубы внесли свой вклад в уменьшение общего употребления алкогольных напитков в соответствии с Планом ВОЗ для Европейского региона «Здоровье для всех к 2000 году».

Роль ассистента-учителя

Роль ассистента-учителя (также встречается термин «служитель-преподаватель») заключается в том, чтобы стимулировать и поддерживать обсуждение между членами самих семей в Клубе в доброжелательном и вежливом тоне, повышать уровень отношений в Клубе.

У ассистента-учителя нет других обязанностей, и, чтобы наиболее эффективно выполнять свои функции, он совместно с другими ассистентами-учителями Клуба одной зоны (или АСАТ – Ассоциации клубов алкоголиков на лечении) еженедельно посещает заседания самоуправления. Кроме того, его приглашают на периодические курсы повышения квалификации по различным методологическим аспектам, где можно обучиться преподаванию на различных предусмотренных методом уровнях обучения или повысить уровень образования путем участия в собраниях, или изучать специальную литературу, написанную по данной теме. Ассистентов-учителей приглашают публиковаться в журналах, писать монографии или составлять доклады для встреч и собраний.

Интерклубы

Также семьи приглашаются к участию во встречах или к написанию материалов, но в первую очередь они являются участниками более широких заседаний, периодических встреч под названием «интерклубы», объединяющих между собой клубы одной зоны, одной провинции, одного региона или нескольких регионов. Эти встречи необходимы для поддержания контактов между семьями одного Клуба, которые могут быть связаны с организационными, образовательными аспектами или проблемами другого плана.

На данных собраниях семьям, которые сумели придерживаться трезвого образа жизни в течение многих лет, вручаются дипломы. Заседания интерклуба завершаются угощением, которое организуют семьи, либо настоящим праздником, проводимым по инициативе участников Клубов.

Интерклубы также могут стать и способом общения с местными сообществами. Часто на данные встречи приглашают людей, особенно значимых для деятельности клубов или для принимающего их общества.

Ассистенты-учителя, которые также являются участниками Клуба, будучи членами семей, имеющих проблемы, связанные с алкоголем, должны посещать два Клуба, один – в качестве родственника, а второй – в качестве ассистента-учителя. Во втором своем качестве они зачастую приходят одни, без семьи; этой привычке социально-экологический подход уделяет много внимания.

Во-первых, потому что предпочтительно посещать Клуб всей семьей, во-вторых, потому что стать ассистентом-учителем – значимый образовательный момент, но не «скачок в карьере»: вчера был алкоголиком – сегодня педагог. На первый план всегда выходит понятие службы; ассистент-учитель – это, прежде всего, человек, служащий на благо Клуба и входящих в него семей. В настоящее время появляется все больше участников Клуба, которые соглашаются посещать другой Клуб в качестве ассистента-учителя.

Территориальные школы по проблемам алкоголя

В рамках просвещения и образования метод включает в себя три различных модуля территориальных школ по проблемам алкоголя.

Территориальная школа, 1 модуль. Первый модуль территориальной школы предназначен для работы с недавно вступившими в Клуб семьями. Как только семьи вступают в Клуб, ассистент-учитель уведомляет о прибытии семьи в Ассоциацию территориальных клубов, в которую он входит. За организацию школ обычно несут ответственность ассоциации, и именно они находят подходящее и наиболее легко доступное для семей место для занятий.

Новые семьи приглашаются для посещения в группы, состоящие из трех-четырех, максимум десяти человек, в течение десяти еженедельных встреч. Продолжительность каждой составляет два часа.

Цель образовательного курса заключается в том, чтобы обеспечить семье наиболее оптимальные условия для вступления на путь изменений и для эффективного прохождения этого пути. Что такое Клуб, для чего он необходим, как он работает, что требуется от его членов, каковы проблемы связанные с употреблением алкоголя – вот некоторые из обсуждаемых тем. Кроме того, важна также эмоциональная атмосфера, в которой происходят встречи.

Проведение встреч требует минимального технического оснащения: диапроектор и набор подготовленных по данной теме слайдов. Легкодоступные для понимания слайды воспроизводят отрывки из книги «Алкоголь, приятно познакомиться», автор которого является Эриксон из итальянского города Тренто. Данная работа дает общую характеристику социально-экологическому подходу, объясняя его сущность при помощи иллюстрированных страниц с простыми фразами и приятными рисунками.

Территориальная школа, 2 модуль. Второй модуль территориальной школы предназначен для семей, участвовавших в работе Клуба в течение как минимум двух лет. Целью данного модуля является актуализация знаний участников клуба и создание «дополнительной мотивации».

«Социально-экологический подход – это постоянно изменяющаяся, динамическая концепция, на которую влияют результаты исследований и новый опыт. Методические аспекты изменяются относительно быстро, и если бы не было предусмотрено постоянное обновление знаний работников программы и семей, очень быстро затормозился бы рост и развитие программ. Опыт показывает, что знания и методология изменяются в течение двухгодичного периода: следовательно, обязательно необходимо каждые два года проводить краткий курс обновления знаний, длящийся 4 часа» (Вл. Худолин, 1996).

Способ проведения второго модуля идентичен работе территориальных школ по проблемам алкоголя первого модуля: его проводит один получивший образование

и подготовленный учитель. Предусмотрены две еженедельные встречи по два часа (или две последующие встречи, которые проводятся в конце недели). Ассоциация клубов рекомендует место для проведения занятий школы, расположенное вблизи места проживания семей-участников. Именно клубы всегда приглашают семьи участвовать в школе. На занятиях используется набор выбранных слайдов по теме, по которой обновляются знания.

Территориальная школа, 3 модуль. Третий модуль территориальных школ по проблемам алкоголя предназначен для территориального сообщества, «вступление семей в клуб проходит намного легче, если предусмотрено образование и вводный курс для тех

семей местного сообщества, у которых нет проблем, связанных с алкоголем. Такое образование входит в сферу воспитания здоровья…» (Вл. Худолин, 2001).

Модуль состоит из двух-трех встреч, которые проводятся так же, как и в двух предыдущих модулях, с одним лишь различием: ввиду неоднородности состава присутствующих рекомендуется, чтобы ассистент-учитель, помимо обычных знаний о проблемах, связанных с алкоголем, имел определенный опыт практической работы в территориальных школах по проблемам алкоголя.

В целом, будет хорошо, если учитель, помимо соответствия требованиям для обучения, необходимым для предыдущих модулей, также обладал определенным опытом в проведении публичных встреч.

Образовательная подготовка педагогов. Вводный курс

Непрерывное образование и воспитание – это отличительный и фундаментальный элемент социально-экологического подхода. Можно утверждать, что Вл. Худолин задумывал Клуб и одновременно образовательные траектории и методы, способствующие развитию территориальных программ по проблемам алкоголя.

«Образование и обновление знаний представляют собой основу социально-экологической системы в территориальных программах. Образование и обновление знаний семей, работников и местных сообществ осуществлялось уже с самого начала деятельности первого клуба алкоголиков на лечении…» (Вл. Худолин, 1996).

Образовательная подготовка педагогов начинается, прежде всего, с вводного курса и продолжается в ходе еженедельной практики в качестве ассистента-учителя клуба, а также через участие в ежемесячных заседаниях органов самоуправления, в которых должны участвовать ассистенты-учителя. Образование продолжается при содействии интерклубов и обучения на собственном опыте в рамках территориальных программ по проблемам алкоголя.

Ообразовательная подготовка обогащается благодаря изучению педагогами большого объема разноплановой литературы и публикаций, издаваемых в рамках социально-экологического подхода. Она закрепляется путем работы в качестве учителя в территориальных школах по связанным с алкоголем проблемам первого, второго и третьего модулей. Она развивается в совместном и групповом проведении заседаний, а так же в ведении вводных курсов.

Для образования педагогов полезным является посещение двух ежегодных конгрессов: первый проводится в конце весны в Ассизи и посвящен антропологической духовности, второй конгресс семей клуба алкоголиков на лечении проходит осенью, не имеет определенного месторасположения и проводится в разных городах Италии.

Вводный курс (вводная неделя, ознакомительный курс) – это курс, длящийся 50 часов, предназначенный для получения образовательной подготовки ассистентами-учителями, это входная дверь в территориальные программы по проблемам, связанным с употреблением алкоголя.

Вводные курсы представляют собой начальный уровень обучения, длятся они одну неделю и характеризуются определенной структурой, схожей со структурой драматургического произведения. В первой части курса происходит завязка, во второй – развязка.

В течение первых двух-трех дней проявляется определенное противостояние, негативные реакции и нападки на ведущих курса. В последующем ситуация постепенно становится более спокойной, появляются изменения в связанном с употреблением алкогольных напитков поведении, что является целью курсов. Обычно курс проводится в позитивной атмосфере.

«Вызов участникам курса делается без плохих намерений, его тяжело принять только сначала, так как необходимо в одиночку обдумывать каждую проблему, самостоятельно размышлять над собой, а не кем-то еще, кто нуждается в помощи» (Вишня Худолин, 2000).

Таким образом, действительно, метод Вл. Худолина в целом – это теория-практика, т. е. знание, структурирующееся в ходе осуществления активного действия. Многие изменения, внесенные в научно-теоретические основы метода, исходят из опыта профессора Вл. Худолина, из посещения им тысяч семей и ассистентов-учителей, удивительным образом оцененные, объясненные и описанные в бесчисленных публикациях профессора и публикациях его сотрудников.

Среди многочисленных заслуг, приписываемых выдающемуся хорватскому психиатру и ученому, следует особо подчеркнуть его способность решительно, убежденно и очень своевременно вводить теоретические изменения и методические приемы, аргументируя собственную идею, но никогда не навязывая ее. Эта быстрота, с одной стороны, предвосхищала события, ситуации, проблематики, с другой – вызывала дискуссии и сильное противостояние со стороны семей и ассистентов-учителей.

Только лишь казалось, что система уже устоялась, как Вл. Худолин вводил новые элементы, которые, будучи полностью обоснованными, тем не менее, полностью нарушали равновесие, лишь недавно достигнутое системой. Действительно, для Вл. Худолина стабилизирующаяся, достигшая равновесия система – остановившаяся система, и только «кризис» (хорошо управляемый) может подтолкнуть ее к изменению.

Источник: З.Л. Лукашевич. Использование метода Владимира Худолина в профилактике проблем, связанных с употреблением алкоголя.

Оставить комментарий

http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_scratch.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yahoo.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cool.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_heart.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_rose.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_smile.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_whistle3.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_mail.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_sad.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif 
http://alcoholismhls.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wink.gif 
 
Стопалкоголь-Элит
Восстанавливающие

Отзывы пациентов

Отзыв Николая: «Год назад я прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров в центре В.А. Цыганкова. После этого сеанса весь год не пил, чувствовал себя хорошо. Сейчас пришел вновь, чтобы пройти такой же сеанс».

Отзыв Тамары: «Мне было очень плохо, и я не могла решить свою проблему с выпивками самостоятельно. Пришла на прием к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и за один сеанс я почувствовала себя намного лучше. На душе стало спокойно, настроение улучшилось, нет тяги к алкоголю. Могу сама жить без спиртного и чувствовать радость от того, что способна управлять своей жизнью».

Отзыв Павла: «Поставил защиту от алкоголя полгода назад. Получил хорошее самочувствие, начал сбрасывать лишний вес, да и в семье все наладилось. Решил поставить защиту еще на год. Благодарю сотрудников центра Владимира Цыганкова за вниматеьное отношение и квалифицированную помощь!».

Отзыв Степана Тимофеевича: «Я пил почти каждый день долгие годы. Потом принял решение поставить защиту от алкоголя и не нуждаться в нем больше. Но для того, чтобы поставить защиту от алкоголя требовалось не пить семь дней, а я не мог уже и одного дня не пить. Помог мне «Стопалкоголь-Элит». Я стал пить отвар этого фитосбора и уже через несколько дней заметил, что заметно снизилась тяга к алкоголю, самочувствие стало лучше. Я сделал над собой небольшое усилие, не пил семь дней и записался на сеанс постановки защиты по методу снятия подсознательных барьеров в центр Владимира Анатольевича Цыганкова. После этого не пью уже 8 лет. Я очень благодарен В.А. Цыганкову. Дай Бог ему много лет жизни и хорошего здоровья!»

Отзыв Алексея: «Мне хочется выразить благодарность Владимиру Анатольевичу Цыганкову за то, что он помог мне остановить мое пьянство три года тому назад. Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни, уважаемый Владимир Анатольевич! Мне помог «Стопалкогль-Элит» и восстанавливающие фитосборы».

Отзыв Татьяны: «Метод снятия подсознательных барьеров – замечательный. Жизнь кардинально изменилась в лучшую сторону, улучшилось психологическое состояние, абсолютно исчезла тяга к алкоголю. Прошла тревожность и депрессия. Чувствую себя здоровой. Искренне благодарю всех, кто мне в этом помог!».

Отзыв Михаила: «С благодарностью вспоминаю, как легко и комфортно прошел сеанс по методу безопасного кодирования. Спасибо за возвращение к нормальной жизни! Не пью уже 9 месяцев. Через три месяца приду к вам продлевать защиту от алкоголя еще на год. Благодарю персонал центра Владимира Цыганкова за доброжелательное отношение».

Отзыв Александра Ивановича: «Я пил более 20 лет. Никак не мог остановиться. Слишком сильной была тяга. Но 5 лет назад я смог все-таки бросить пить насовсем. Мне помогли фитосборы «Стопалкоголь-Элит» и «Восстанавливающие». Восстанавливающие сборы оказались особо полезными: восстановилась печень, восстановились почки. Даже врачи удивились. Теперь я к ним уже не хожу и таблетки не принимаю. Уже 5 лет живу трезво. Большое спасибо центру Владимира Цыганкова!»

Отзыв Веры: «Присоединяюсь к добрым отзывам о Владимире Анатольевиче Цыганкове. Я пила долго и много. Два года назад перенесла инфаркт. Именно тогда я пришла к Владимиру Анатольевичу Цыганкову и он поставил мне защиту от алкоголизма. Потом он научил меня управлять своими мыслями и чувствами, научил справляться со стрессами и страхами. Хожу в храм, а вместо алкоголя пью душистые, вкусные и полезные лекарственные травы. Я живу новой, счастливой жизнью».

Отзыв Станислава Михайловича: «Когда я впервые прошел сеанс по методу снятия подсознательных барьеров, то продержался без спиртного недолго - через 9 месяцев начал пить снова, хотя защита от алкоголя была на 1 год. Выпить уговорили друзья, сказали, мол, ничего страшного не произойдет, срок неупотребления уже подходит к концу. По глупости я послушался из выпил... и запои вновь вернулись. Я записался снова в центр Владимира Цыганкова на сеанс по методу снятия подсознательных барьеров. Мне поставили защиту от алкоголя сначала на 6 месяцев, в потом на 1 год. Полтора года уже не пью и чувствую себя прекрасно. Второй раз ошибки не совершу, никому не удастся уговорить меня выпить. Мне этого не хочется и не надо. И поэтому защиту от алкоголя продлю опять».

Отзывы наших пациентов смотрите здесь

Свежие комментарии
Поделитесь ссылкой!

Отзывы родственников наших пациентов

Отзыв Инны: «Мой муж пил три десятка лет. Как я ни пыталась его лечить, ничего не помогало. Когда я обратилась за помощью к Владимиру Анатольевичу Цыганкову, он мне открыл глаза на то, что я себя веду с мужем неправильно. Я поняла, что делать НЕ НАДО, а что делать НУЖНО. А вскоре и муж сам, без какого-либо давления с моей стороны бросил пить и начал лечиться. Благодарю Вас, Владимир Анатольевич! Вы заслуживаете самых добрых отзывов, и самых лучших отзывов заслуживает Ваша профессиональная помощь пьющим людям и их женам».

Отзыв Ирины Ивановны: «Мой сын был запойный, более 10 лет пьянствовал беспробудно. Что я только ни перепробовала, ничего не помогало его вылечить. Но однаждыя с помощью психолога Владимира Анатольевича Цыганкова отказалась от ненужных и неправильных действий, а стала делать то, что реально может замотивировать сына на прекращение пьянства и лечение. Дела пошли в гору. Сын сам пошел в центр Владимира Анатольевича, поставил защиту от алкоголя по методу снятия подсознательных барьеров. Теперь уже четыре года прошло, как он не пьет совсем. Теперь я понимаю, что роль матери бесконечно огромна в деле реальной помощи сыну».

Отзыв Дарьи: «Я благодарна психологам центра Владимира Цыганкова за то, что они помогли мне увидеть свою страшную болезнь – созависимость от пьющего мужа. Они дали мне мне возможность адекватно посмотреть на себя, на мужа, на нашу жизнь и сделать необходимые шаги для создания трезвой, здоровой семьи».

Отзывы родственников наших пациентов смотрите здесь

Рубрики сайта
Яндекс.Метрика