Подростковый алкоголизм: начало алкоголизма

Подростковый алкоголизм: начало алкоголизмаАлкоголизм у подростков: начало употребления алкоголя

Первые выпивки у подростков совершаются обычно тайком от взрослых со «своей» группой сверстников. Мотивами служат «нежелание» отстать от товарищей, любопытство и ложное понимание взрослости. При повторных выпивках возникает новый мотив – снова желание испытать «веселое настроение», почувствовать расторможенность (свободу), появляется вера в свои силы.

Потребность к выпивке возникает, как только подросток попадает в «свою» компанию. Вне группы – нет влечения. Ему важнее не столько сама выпивка, сколько друзья, музыка, а потом прогулки, дискотеки. Можно говорить о формировании на этом этапе групповой психической зависимости.

У подростков при систематическом употреблении алкоголя или наркотика незаметно проходит (практически отсутствует) первая стадия психической зависимости – «обсессивное» (навязчивое) влечение к алкоголю. Это основано на том, что в детском и подростковом возрасте алкоголь вызывает яркую эйфорию, снимает все запреты, оставляя глубокую положительную мотивацию. 

У детей с ядерной психопатией сразу возникает «компульсивное» (обязательное, принудительное) влечение. Формирование «компульсивного» влечения и физической зависимости также имеет свои особенности развития по сравнению с взрослыми. Компульсивный характер влечения ярко проявляется только в группе. Развитие компульсивного влечения знаменует начало алкоголизации.

Компульсивное влечение приводит к систематическому употреблению алкоголя. Однако вне группы употребление алкоголя не практикуется.

Появляется синдром физической зависимости и формируется психопатологический абстинентный синдром (синдром воздержания), когда резко нарушаются системные механизмы регуляции психических, эмоциональных, соматических процессов и вегетативного обеспечения. В отличие от взрослых синдром физической зависимости у подростков не имеет высокой степени специфичности.

Абстинентный синдром при алкоголизме у подростков

Абстинентный синдром у взрослых обычно начинается с психического компонента, а у детей и подростков возникают вегето-сосудистые изменения в виде снижения давления, урежения частоты пульса, отмечается бледность кожных покровов, запавшие глаза, отсутствие потливости (парасимпатический компонент). В абстинентном синдроме психические изменения выражаются дисфорической (злобной) реакцией. Могут быть истерические реакции, депрессивный синдром бывает реже и не ярок.

Особенности синдрома измененной реактивности (абстинентного синдрома) у подростков:

• длительно сохраняется тошнотно-рвотный рефлекс;

• систематичность злоупотребления алкоголем;

• толерантность к выпиваемому алкоголю, увеличивающаяся с возрастом;

• эйфорическая форма быстро переходит в дисфорию;

• рано нарушается количественный контроль;

• не бывает истинных запоев;

• алкогольные психозы – редкость.

Особенности подросткового алкоголизма

В качестве особенностей подросткового алкоголизма, в отличие от взрослых, описывается нетипичность поражения внутренних органов и периферической нервной системы. У подростков преобладают групповые формы употребления алкоголя. В отличие от взрослых подростковый алкоголизм характеризуется атипичностью, размытостью границ, нестойкостью.

При подростковом алкоголизме стабилизация толерантности (устойчивость к выпиваемому) в виде «плато» наступает через 1,5-2 года, тогда как у взрослых этот период может превышать 10 лет. В то же время у подростков в течение длительного времени не формируется типичный стереотип развития алкогольной болезни.

Формированию алкогольного заболевания (истинного алкоголизма) чаще всего подвержены подростки с акцентуациями характера и психопатиями, с психопатоподобным синдромом – синдромом нарушения внимания, с последствиями черепно-мозговой травмы, а также лица со стертыми очерченными формами эндогенной патологии. В последнем случае предрасположенность к развитию алкоголизма определяется характером психических отклонений, на основе которых формируется алкоголизм, исчезает групповая зависимость.

У таких подростков рано появляется анозогнозия (отрицание заболевания у алкоголиков), утрачивается ситуационный и количественный контроль (количество выпитого). Это подтверждают наблюдения, когда больные приходили на судебно-психиатрическую экспертизу в состоянии опьянения или тяжелого похмелья.

На фоне алкоголизации формируется алкогольное мировоззрение «Не пить – значит не жить». Их дополняют факторы, связанные с оправданием начинающейся зависимости (погоня за счастливой жизнью — «выпить — признак благополучия», «польза для здоровья», стимуляция творчества, стремление избавиться от скуки). Длительность формирования алкоголизма у подростков составляет от 1 до 3 лет.

Осложняющим фактором в патогенезе алкоголизации могут являться также непатологические искажения личности, которые обнаруживаются у подростков-правонарушителей. К ним относятся деморализация, антиобщественная направленность, социально-психологическая деформация личности. Эти непатологические личностные отклонения нередко вплетаются в клиническую картину. И, наконец, при обследовании врач не всегда располагает точной информацией, касающейся особенностей потребления алкогольных напитков.

Компульсивное влечение выражается в психопатологических расстройствах — изменениях настроения по дисфорическому (злобному, агрессивному) типу. Другой вариант психопатизации личности в результате действия алкоголя – апато-абулический синдром.

Таким образом, большинство девиаций, расцениваемые многими авторами как признаки алкоголизма у подростков, фактически представляют собой псевдонаркологическую симптоматику. Бытующее мнение о «злокачественном» характере злоупотребления алкоголем у несовершеннолетних и раннее развитие алкоголизма в настоящее время многими авторами не принимаются.

Об этом свидетельствуют следующие факты. В течение длительного времени у подростков, с детства употребляющих алкоголь, не формируется типичный стереотип алкогольной болезни. Стертые, имеющие лишь отдаленное и чисто внешнее сходство с истинными наркоманическими симптомами, проявления легко поддаются обратному развитию.

Злоупотребление алкоголем у большей части подростков обусловлено не эндогенными, а ситуационными факторами (влияние компании) и постоянно сочетается с другими формами антиобщественного поведения, которые тоже носят групповой характер.

Мотивы и личностные нарушения подростков с алкогольной и наркотической зависимостью

Основные виды мотивации употребления алкоголя, наркотика: гедонистическая, атарактическая (уменьшение тревоги, страха), субмиссивная (с повышенной подчиняемостью, «не быть белой вороной»), мотивация с гиперактивацией поведения (допинг для усиления воображения, работоспособности), псевдокультурная мотивация (привлечь к себе внимание), традиционная мотивация (наркотик символизирует «модный стиль жизни»).

В основе побуждающего мотива в развитии патологического влечения к алкоголю или наркотику лежат биологические и социально-психологические факторы. У детей, родившихся в семье алкоголика или больного с психическим расстройством, в 3-4 раза чаще возникают и злокачественнее проходят зависимые заболевания.

В работе Д. Уолтера, занимающегося лечением алкоголизма с помощью тренинга АС-ЭЭГ, есть ссылка на работы его сотрудников, изучавших наследуемость в формировании алкоголизма. Ими подтвержден факт, что сыновья алкоголиков имеют в 4 раза большую вероятность стать алкоголиками, даже если они были при рождении усыновлены и воспитаны родителями-неалкоголиками. Усыновленные сыновья алкоголиков с большей вероятностью, чем усыновленные сыновья неалкоголиков проявляют склонность к злоупотреблению алкоголем.

Предрасположенность к алкоголизму определяется семейными, генетическими факторами. Вероятно, генетические факторы для сыновей отцов-алкоголиков связаны с полом, так как они редко наблюдаются у дочерей алкоголиков.

Высокая мотивация к химической зависимости обнаруживается у подростков с последствиями черепно-мозговой травмы и как следствие – органическое поражение ЦНС зачастую приводит к формированию хронического алкоголизма и полинаркомании. После приема наркотика подростки часто становятся злобными, агрессивными. У подростков с синдромом СНВ чаще формируется влечение к психостимуляторам.

Высокую вероятность развития алкоголизма имеют дети с наследуемой психопатией и акцентуациями характера. Для каждого типа акцентуации развивается специфическая зависимость.

В частности, подростки с эпилептоидным типом акцентуации употребляют алкоголь до «отключения», истерический и гипертимный типы – для бравады перед сверстниками, завоевания престижа; шизоидный тип – заглушает внутренние противоречия для облегчения коммуникации. Астеники с помощью алкоголя уходят от конфликтов, а депрессивные подростки заглушают алкоголем реактивные состояния.

Отставание в развитии психической сферы (задержка психического развития – ЗПР) выражается в неприятии себя как личности. Под воздействием алкоголя или наркотика заметно грубеет личность, подростки становятся раздраженными, озлобленными, или наоборот, вялыми и безразличными.

Неблагоприятные воздействия окружающей среды (психосоциальные факторы) характеризуются искажением воспитания ребенка в неблагополучной семье и приводят к формированию дисгармоничной личности. Отмечаются цинизм, эгоцентричность, лживость. Наблюдается раздвоение личности в виде идеи формирования алкогольного мировоззрения – «Не пить – не жить», а с другой стороны – сохраняются здоровые личностные установки.

У подростков с химической зависимостью отчетливо прослеживаются черты «полевого» поведения, которое характеризуется отсутствием долгосрочных поведенческих стереотипов, жизнь проходит по случайным обстоятельствам. Поведение подростков, склонных к наркомании, обусловлено действием механизма поиска новых впечатлений на фоне неразвитости у них сферы потребности, искажением процесса социализации, а также особенностями эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью и импульсивностью.

Они не хотят учиться, работать. Живут сегодняшним днем. У них быстро развивается «слом» личности в виде исчезновения веры в успех, неверие в устои жизни (справедливость, взаимопомощь).

Большое значение в развитии героиновой зависимости имеет преморбидная структура личности. Установлено, что наиболее устойчивыми к влиянию негативных микросоциальных и биологических факторов оказываются личности синтонного типа.

Склонными к развитию зависимости оказываются подростки с преморбидной структурой личности возбудимого типа и с наследуемой предрасположенностью к наркотику, воспитанные в неполной семье. Нарушение воспитания могло быть в виде гипо- и гиперпротекции. У них, как правило, отсутствуют какие-либо увлечения, выявляется раннее приобщение к наркотикам. Нередки случаи делинквентного поведения, а также уголовно наказуемых действий.

По мере прогрессирования заболевания у подростков формируется «выученная беспомощность». При органической патологии или психических заболеваниях, осложненных воздействием наркотика или алкоголя, быстрее наступает социальная дезадаптация и инвалидизация,

Формирование психопатологии личности у подростков с химической зависимостью

Прогрессирование заболевания у подростков с химической зависимостью (алкоголизм, наркомания) обуславливает в дальнейшем формирование психопатологических черт личности и грубых расстройств поведения. Расстройства личности характеризуются «размытыми» границами «я», восприятием негативной «я-концепции» (неприятие себя, недоверие к другим), а также резким качественным снижением характеристик интеллектуально-мнестической и психоэмоциональной сферы.

В частности, расстройства когнитивной сферы выражаются в нарушении функции внимания (не может на чем-либо сосредоточиться, затруднено переключение). Снижен объем памяти одновременно с расстройством оперативной памяти. Инфантильность психики выражается в слабоволии, неверии в свои силы.

В мышлении нет достаточного анализа, конкретности, обобщения. Логическое построение и конструктивное мышление затруднено. Пословицы и поговорки трактуются буквально. Обратный счет от 100 затруднен. Таблицу умножения многие не знают. Не помнят, когда последний раз читали, иногда (когда нет денег) смотрят телевизор. Они некритичны к своему поведению.

Не умеют прогнозировать события, планировать свои действия. У них резко сужен круг интересов. Систематически алкоголизировались, нередко в сочетании с наркотиками. Общаются в асоциальной компании взрослых людей. Эгоистичны, авторитарны.

В разговоре отмечается сдерживаемое, подавляемое возбуждение. Отмечается повышенная ранимость, тревожность, неуверенность в себе, импульсивность поведения. Они конфликтны, эмоционально неустойчивы.

Имеют низкую толерантность к стрессу, заниженную самооценку своего состояния, сон короткий с кошмарами. Отмечается внезапная смена состояний — тревога, депрессия, агрессия.

Диссоциальные нарушения выражаются в резком снижении коммуникабельности, пренебрежении к социальным правилам, в отсутствии чувства вины, равнодушии к чувствам других. У них отсутствует глубокая привязанность, контакт со сверстниками формальный, поверхностный. Отсутствуют устойчивые эмоциональные связи.

Развивается «слом личности» в виде исчезновения веры в успех, в устои жизни (справедливость, взаимопомощь). Порицания, наказания со стороны членов семьи, педагогов «загоняют их в угол», формируя состояние «выученной беспомощности» в сочетании с тотальной дезадаптацией.

У больных психопатиями, с черепно-мозговыми травмами нередко развивается полинаркомания. Для них характерно отвращение к учебе или работе, жизни по принципу «здесь и сейчас». Злоупотребление алкоголем или наркотиком содействовует формированию праздного времяпрепровождения, паразитизма. Отмечается склонность к криминальному поведению.

Сайт об алкоголизме (алкогольной зависимости)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: